Принципы энергетического права

Рассматривая вопрос о принципах права, С.С. Алексеев верно отмечает, что принципы права — это выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, его основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни.

В правовой литературе принципы энергетического права исследуются в трудах В.Ф. Яковлева, П.Г. Лахно, которые отмечают, что принципы являются основанием системы норм энергетического права, центральным понятием, стержневым началом всей системы энергетических законов.

А.П. Вершинин, выделяя общие принципы организации экономических отношений и основ государственной политики в сфере электроэнергетики, а также основные принципы государственного регулирования и контроля в электроэнергетике, подчеркивает, что принципы государственного регулирования имеют особое системообразующее значение для применения отдельных мер государственного регулирования.

П.Г. Лахно указывает на следующие принципы энергетического права:

  1. Гарантии обеспечения энергоснабжения.
  2. Централизованное принятие решений по основным вопросам государственного регулирования отношений в области энергетики.
  3. Приоритетность энергетики в экономике страны и ее минерально-ресурсное обеспечение.
  4. Защита и охрана окружающей среды.
  5. Предсказуемость государственной политики в области энергетики.
  6. Энергосбережение и рациональное, экономическое и эффективное использование энергии.
  7. Адекватность цены на энергоносители с затратами на их производство и реализацию.
  8. Сбережение редких видов горючего и использования угля.
  9. Обеспечение развития и использования возобновляемых (нетрадиционных) источников энергии.
  10. Снижение зависимости от иностранных поставщиков (для энергодефицитных стран).

Рассматривая вопросы совершенствования международно-правового регулирования в сфере энергетики, А.Г. Лисицын-Светланов выделяет основные принципы международного сотрудничества, в том числе обеспечение технологической надежности всех элементов энергетической инфраструктуры, включая транзитные, обеспечение физической безопасности жизненно важной энергетической инфраструктуры, недискриминационное поощрение и защиту инвестиций, включая осуществление новых инвестиций во все звенья энергетической цепочки, и подчеркивает, что данные принципы должны учитываться при разработке международных актов в рассматриваемой сфере.

На сегодняшний день принципы энергетического права нашли свое закрепление в различных федеральных законах с учетом специфики той или иной отрасли энергетики:

  • в Федеральном законе от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно энергетического комплекса» (ст. 4);
  • в Федеральном законе от 03.12.2011 № 382-ФЗ «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса» (ст. 6);
  • в Федеральном законе от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации (ст. 4);
  • в Федеральном законе от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (ст. 3);
  • Федеральном законе от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (ст. 6);
  • в Федеральном законе от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (ст. 2).

Наиболее широкое закрепление получил принцип обеспечения энергетической безопасности, который образуется из нескольких составляющих, указанных в Федеральном законе от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».

В ст. 4 Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» закреплены принципы обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, которыми являются:

  • законность;
  • соблюдение баланса интересов личности, общества и государства;
  • взаимная ответственность личности, общества и государства в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;
  • непрерывность;
  • интеграция в международные системы безопасности;
  • взаимодействие субъектов топливно-энергетического комплекса, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
  • обеспечение антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются:

  • обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов;
  • обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами;
  • обеспечение приоритетного использования комбинированной выработки электрической и тепловой энергии для организации теплоснабжения;
  • развитие систем централизованного теплоснабжения;
  • соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей;
  • обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала;
  • обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения;
  • обеспечение экологической безопасности теплоснабжения.

Достаточно подробно в законодательстве определены и принципы создания, эксплуатации, совершенствования государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса (Федеральный закон от 03.12.2011 № 382-ФЗ «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса»).

Данные принципы являются правовыми основами для обеспечения заинтересованных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций и граждан информацией о состоянии и прогнозе развития топливно-энергетического комплекса.

По результатам анализа принципов энергетического права сделан вывод о том, что данные принципы могут быть условно классифицированы на две группы:

  • принципы энергетического права, на основании которых должен соблюдаться баланс интересов энергетических компаний и потребителей поставляемых данными компаниями энергетических ресурсов и оказываемых ими услуг;
  • принципы энергетического права, на основании которых должен соблюдаться баланс интересов вышеуказанных лиц и публичных интересов, принимая во внимание, что государственное регулирование в сфере энергетики осуществляется не только государственными органами, но и иными лицами, наделенными законодателем особыми публичными полномочиями.

Существенное значение для обеспечения баланса интересов всех участников общественных отношений в сфере энергетики имеет и обеспечение сбалансированного сочетания внесудебного и судебного порядка разрешения споров в сфере энергетики.

Учитывая, что сфера публичных отношений в сфере энергетики расширена в том числе за счет саморегулируемых организаций, наделенных законодателем особыми публичными полномочиями, при реализации публичного регулирования имеет огромное значение сбалансированное сочетание мер, применяемых уполномоченными государственными органами и соответствующими саморегулируемыми организациями.

По нашему мнению, целесообразно законодательное закрепление нормы о недопустимости одновременного применения однотипных мер принуждения, применяемых государственными органами и саморегулируемыми организациями.

Учитывая, что большинство договоров в сфере энергетики заключается по результатам торгов, следует также отметить, что действующее законодательство не исключает одновременного рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства и оспаривания торгов в арбитражном суде.

Федеральный закон «О защите конкуренции» не предусматривает возможность приостановления рассмотрения административного разбирательства до окончания рассмотрения дела в суде, и вступление судебного акта в законную силу законом не предусмотрена.

Обеспечение баланса интересов участников частноправовых и публично-правовых отношений обусловливает стабильное развитие энергетической отрасли.

Как верно отмечает В.Ф.Яковлев «важнейшее направление совершенствования законодательства — оптимизация соотношения частного и публичного права.

Во всех правовых системах присутствует как частное, так и публичное правовое регулирование. Без этого невозможно функционирование современной экономики. Без частного права не могут существовать институты рынка, тогда как сами эти институты не будут эффективно работать без публично-правового регулирования.

Основа рынка — конкуренция, условия которой создаются. В частности, с помощью антимонопольного законодательства. Во всех странах мира эффективно применяется публично правовое регулирование, которое не подминает под себя частное право. Мы привыкли частное и публичное право противопоставлять, тогда как задача состоит в их правильном соотношении, в том чтобы научиться их эффективно сочетать, применять в совокупности».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)