Принципы анализа конкурентоспособности отрасли
При анализе общей ситуации, в частности конкуренции в отрасли, необходимо получить ответы на следующие вопросы:
- какие основные экономические показатели характеризуют конкурентоспособность отрасли;
- какие конкурентные силы действуют в отрасли;
- каковы наиболее сильные (слабые) позиции компаний конкурентов?
Отрасли в значительной степени отличаются друг от друга по таким характеристикам, как размеры рынка, масштабы конкуренции, число фирм- покупателей (продавцов) и пр.
Синтетическим показателем конкурентоспособности отрасли, по мнению ученых Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН, является способность создавать возрастающий объем добавленной стоимости. Значение показателя показано в работе.
Согласно модели Портера конкуренция в любой отрасли есть взаимодействие пяти конкурентных сил:
- соперничество между фирмами внутри отрасли;
- предприятия других отраслей, производящих товары- заменители;
- потенциальная угроза вхождения в отрасль новых конкурентов;
- влияние поставщиков;
- способность потребителей диктовать свои условия.
Наиболее значимой силой является первый фактор – конкуренция среди существующих в отрасли фирм.
Наиболее неблагоприятная ситуация складывается в отрасли, когда конкуренция сильна, входные барьеры низкие, а поставщики и потребители обладают достаточной силой, т.е. диктуют свои условия.
Можно выделить четыре базовых КФУ: научно-техническое превосходство; эффективная организация производства; эффективная сбытовая деятельность; умение быстро создавать и осваивать новую продукцию.
Для установления компании, имеющих сильные (слабые) конкурентные позиции, разрабатывается карта стратегических групп.
Соперники, принадлежащие к одной группе, являются «близкими», а значит опасными конкурентами.
Соответственно компании, принадлежащие к другим стратегическим группам, значительно удалены друг от друга и обычно не представляют существенной угрозы или вообще безопасны на момент анализа ситуации.
Значит, главная задача — выявить «близких» соперников.
Компания переиграет своих конкурентов, если будет заниматься мониторингом и прогнозированием их деятельности.
Хорошо поставленная разведывательная деятельность по сбору информации о противнике позволяет предугадать его действия и заранее подготовить эффективные контрмеры.
Фирмы, которые имеют лишь туманное представление о том, какие факторы действительно являются решающими для долгосрочного успеха в конкурентной борьбе, вряд ли смогут разработать стратегию, ведущую к победе.
- Роль государства в обеспечении конкурентоспособности
- Бренд-стратегия
- Понятие бенчмаркинга
- Взаимовыгодные партнерские отношения
- Постоянное улучшение
- Процессный подход
- Ориентация на потребителя
- Некоторые принципы системы обеспечения конкурентоспособности
- Общая характеристика системы обеспечения конкурентоспособности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу