Принципы анализа конкурентоспособности отрасли

При анализе общей ситуации, в частности конкуренции в отрасли, необходимо получить ответы на следующие вопросы:

  • какие основные экономические показатели характеризуют конкурентоспособность отрасли;
  • какие конкурентные силы действуют в отрасли;
  • каковы наиболее сильные (слабые) позиции компаний конкурентов?

Отрасли в значительной степени отличаются друг от друга по таким характеристикам, как размеры рынка, масштабы конкуренции, число фирм- покупателей (продавцов) и пр.

Синтетическим показателем конкурентоспособности отрасли, по мнению ученых Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН, является способность создавать возрастающий объем добавленной стоимости. Значение показателя показано в работе.

Согласно модели Портера конкуренция в любой отрасли есть взаимодействие пяти конкурентных сил:

  • соперничество между фирмами внутри отрасли;
  • предприятия других отраслей, производящих товары- заменители;
  • потенциальная угроза вхождения в отрасль новых конкурентов;
  • влияние поставщиков;
  • способность потребителей диктовать свои условия.

Наиболее значимой силой является первый фактор – конкуренция среди существующих в отрасли фирм.

Наиболее неблагоприятная ситуация складывается в отрасли, когда конкуренция сильна, входные барьеры низкие, а поставщики и потребители обладают достаточной силой, т.е. диктуют свои условия.

Для всех предприятий отрасли существуют факторы, реализация которых открывает перспективы улучшения конкурентной позиции. Их называют ключевыми факторами успеха (КФУ). КФУ неодинаковы для разных отраслей, и значимость их для конкретной отрасли может меняться во времени.

Можно выделить четыре базовых КФУ: научно-техническое превосходство; эффективная организация производства; эффективная сбытовая деятельность; умение быстро создавать и осваивать новую продукцию.

Для установления компании, имеющих сильные (слабые) конкурентные позиции, разрабатывается карта стратегических групп.

Соперники, принадлежащие к одной группе, являются «близкими», а значит опасными конкурентами.

Соответственно компании, принадлежащие к другим стратегическим группам, значительно удалены друг от друга и обычно не представляют существенной угрозы или вообще безопасны на момент анализа ситуации.

Значит, главная задача — выявить «близких» соперников.

Компания переиграет своих конкурентов, если будет заниматься мониторингом и прогнозированием их деятельности.

Хорошо поставленная разведывательная деятельность по сбору информации о противнике позволяет предугадать его действия и заранее подготовить эффективные контрмеры.

Фирмы, которые имеют лишь туманное представление о том, какие факторы действительно являются решающими для долгосрочного успеха в конкурентной борьбе, вряд ли смогут разработать стратегию, ведущую к победе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)