Предприятие как звено цепи поставок

В последнее десятилетие приобрела большое значение концепция управления цепью поставок — Supply Chain Management (SCM). Указанная концепция стала одним из направлений современной управленческой теории и практики.

Цепь поставок охватывает все процессы — от получения сырья до сервисного обслуживания конечного потребителя.

Управление цепью поставок нацелено на разрушение всех барьеров, встречающихся на пути потока товаров, финансов, информации у различных ее участников.

Оно представляет собой координацию деятельности сети взаимосвязанных организаций для увеличения потребительской ценности

|при минимизации издержек всех участников. Эффективное управление деятельностью организаций (предприятий) — участников цепочки предполагает приоритет общих целей всей цепи поставок над целями отдельных организаций звеньев цепи.

Конкурируют не отдельные предприятия, а цепи поставок, и сбой в одном из звеньев ставит под угрозу жизнеспособность всего механизма.

Идея управления цепью поставок реализована в России в деятельности таких новых бизнес-структур, как вертикально интегрированные холдинги. Их примером является ряд холдингов, выпускающих потребительские товары.

Во Владимирской области успешно функционирует холдинг «Ополье», специализирующийся в основном на молочной продукции. Под его эгидой были созданы в свое время (1992 г.) два конечных (с разных сторон) звена вертикально интегрированного холдинга: производитель-сбытовик с отлаженной логистикой и ферма-производитель.

В состав холдинга входят три молокозавода, мясокомбинат, технический центр со складским хозяйством, автохозяйство, торговый дом, подразделение по работе с аграриями.

Мясокомбинат встроился в данную структуру на основе общей сырьевой базы (поставки говядины от тех же хозяйств, что и молоко) и общей системы сбыта.

Подразделение по работе с аграриями помогает колхозным кадрам работать в рыночных условиях, в частности холдинг помогает налаживать управление, писать бизнес-планы, привлекать банковские кредиты, оформлять права собственности на землю, что в настоящее время ограждает колхозы от покушений на изъятие земель из сельскохозяйственного оборота под строительство.

Успешно действует на российском и иностранном рынках холдинг «Дикая Орхидея» — крупнейший в России производитель и ритейлер нижнего белья.

Своим главным конкурентным преимуществом компания считает вертикальную интеграцию, которая позволяет контролировать полный технологический цикл от дизайна белья до его производства и сбыта.

Вертикальная интеграция позволяет работать в режиме «fast fashion»: создавать уникальные модели, быстро реагировать на запросы рынка, максимально часто менять коллекции, выпуская их небольшими партиями, чтобы поддерживать потребительский ажиотаж.

В хлебопекарной промышленности также начинают создаваться холдинги. Агропромышленные холдинги включают в себя фермерские хозяйства, элеваторы, транспортные организации, мукомольные производства, хлебозаводы и торговую сеть.

Холдинги позволяют контролировать производство продукции по сквозной технологии и добиваться ее высокого качества во всех звеньях. По данным Президента Российского союза пекарей А. П. Косована, холдинги созданы в Нижнем Тагиле, Липецкой и Иркутской областях.

Преимущество и достоинство вертикальных холдингов заключаются не только в обеспечении таких слагаемых конкурентоспособности, как качество и новизна выпускаемой продукции, но и в возможности управления экономическими показателями, в частности в обеспечении компенсации убыточности (или недостаточной рентабельности) одних звеньев за счет прибыльности других. Этот факт можно проиллюстрировать на примере хлебопекарной промышленности.

Как уже указывалось выше, в этой отрасли имеет место низкая рентабельность деятельности хлебозаводов из-за необходимости установки фиксированных цен на хлеб как социально важный товар и поддержания так называемого мобилизационного запаса мощности за счет собственных средств предприятия. В рамках холдинга эта проблема вполне решаема.

В заключение следует указать, что вхождение отдельного предприятия в состав  новой  пространственной  экономической  структуры, какой  является вертикально интегрированный холдинг, позволяет ему успешно участвовать в конкурентной борьбе, обеспечивать высокую конкурентоспособность продукции за счет системного управления ее качеством в цепи поставок.

В зависимости от стадии жизненного цикла, на которой проявляются микрофакторы, последние можно разделить:

  • на производственные;
  • рыночные;
  • сбытовые;
  • сервисные.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)