Предприятие как звено цепи поставок
В последнее десятилетие приобрела большое значение концепция управления цепью поставок — Supply Chain Management (SCM). Указанная концепция стала одним из направлений современной управленческой теории и практики.
Цепь поставок охватывает все процессы — от получения сырья до сервисного обслуживания конечного потребителя.
Управление цепью поставок нацелено на разрушение всех барьеров, встречающихся на пути потока товаров, финансов, информации у различных ее участников.
Оно представляет собой координацию деятельности сети взаимосвязанных организаций для увеличения потребительской ценности
|при минимизации издержек всех участников. Эффективное управление деятельностью организаций (предприятий) — участников цепочки предполагает приоритет общих целей всей цепи поставок над целями отдельных организаций — звеньев цепи.
Конкурируют не отдельные предприятия, а цепи поставок, и сбой в одном из звеньев ставит под угрозу жизнеспособность всего механизма.
Идея управления цепью поставок реализована в России в деятельности таких новых бизнес-структур, как вертикально интегрированные холдинги. Их примером является ряд холдингов, выпускающих потребительские товары.
Во Владимирской области успешно функционирует холдинг «Ополье», специализирующийся в основном на молочной продукции. Под его эгидой были созданы в свое время (1992 г.) два конечных (с разных сторон) звена вертикально интегрированного холдинга: производитель-сбытовик с отлаженной логистикой и ферма-производитель.
В состав холдинга входят три молокозавода, мясокомбинат, технический центр со складским хозяйством, автохозяйство, торговый дом, подразделение по работе с аграриями.
Мясокомбинат встроился в данную структуру на основе общей сырьевой базы (поставки говядины от тех же хозяйств, что и молоко) и общей системы сбыта.
Успешно действует на российском и иностранном рынках холдинг «Дикая Орхидея» — крупнейший в России производитель и ритейлер нижнего белья.
Своим главным конкурентным преимуществом компания считает вертикальную интеграцию, которая позволяет контролировать полный технологический цикл от дизайна белья до его производства и сбыта.
Вертикальная интеграция позволяет работать в режиме «fast fashion»: создавать уникальные модели, быстро реагировать на запросы рынка, максимально часто менять коллекции, выпуская их небольшими партиями, чтобы поддерживать потребительский ажиотаж.
В хлебопекарной промышленности также начинают создаваться холдинги. Агропромышленные холдинги включают в себя фермерские хозяйства, элеваторы, транспортные организации, мукомольные производства, хлебозаводы и торговую сеть.
Холдинги позволяют контролировать производство продукции по сквозной технологии и добиваться ее высокого качества во всех звеньях. По данным Президента Российского союза пекарей А. П. Косована, холдинги созданы в Нижнем Тагиле, Липецкой и Иркутской областях.
Преимущество и достоинство вертикальных холдингов заключаются не только в обеспечении таких слагаемых конкурентоспособности, как качество и новизна выпускаемой продукции, но и в возможности управления экономическими показателями, в частности в обеспечении компенсации убыточности (или недостаточной рентабельности) одних звеньев за счет прибыльности других. Этот факт можно проиллюстрировать на примере хлебопекарной промышленности.
Как уже указывалось выше, в этой отрасли имеет место низкая рентабельность деятельности хлебозаводов из-за необходимости установки фиксированных цен на хлеб как социально важный товар и поддержания так называемого мобилизационного запаса мощности за счет собственных средств предприятия. В рамках холдинга эта проблема вполне решаема.
В заключение следует указать, что вхождение отдельного предприятия в состав новой пространственной экономической структуры, какой является вертикально интегрированный холдинг, позволяет ему успешно участвовать в конкурентной борьбе, обеспечивать высокую конкурентоспособность продукции за счет системного управления ее качеством в цепи поставок.
В зависимости от стадии жизненного цикла, на которой проявляются микрофакторы, последние можно разделить:
- на производственные;
- рыночные;
- сбытовые;
- сервисные.
- Роль государства в обеспечении конкурентоспособности
- Бренд-стратегия
- Понятие бенчмаркинга
- Взаимовыгодные партнерские отношения
- Постоянное улучшение
- Процессный подход
- Ориентация на потребителя
- Некоторые принципы системы обеспечения конкурентоспособности
- Общая характеристика системы обеспечения конкурентоспособности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу