Предупреждение педагогических конфликтов

Основным условием предупреждения педагогических конфликтов являются особенности личности педагога, учителя, воспитателя, уро­вень их профессиональной, психолого-педагогической культуры. Рас­смотрим некоторые личностные параметры.

Параметр первый. Культура слова и эмоциональных состояний. «Мои слова были бы пустым звуком, если бы в душах воспитанников я не извлекал тонкой чувствительности к слову, если бы каждое слово не пробуждало в них внутреннего эмоционального отклика» (А. С. Ма­каренко).

Разумеется, такая способность воспитателя не формируется вдруг, сама по себе. Она накапливается годами, путем постоянных и упорных упражнений.

Параметр второй. Эмоциональная восприимчивость, которая по­зволяет человеку воспринимать окружающий мир во всем его духов­ном и материальном богатстве, находить в себе лучшие чувства, пере­давать их своим воспитанникам.

Параметр третий. Психологическая зоркость, то есть концент­рированное проявление культуры человека вообще, педагога в особен­ности. Она направлена на поиск решений конфликтной ситуации, из большого количества вариантов которых следует избрать наиболее адек­ватный.

Параметр четвертый. Умение распознавать эмоциональное со­стояние личности. «Читаю чувства на лице твоем… — утверждал один из героев трагедии Эсхила.

В драме человеческих отношений такое за­явление могло быть средством оказать давление, психологически пода­вить, заставить признаться в «тайных грехах» и т. п.

В педагогике же это умение означает, что воспитатель овладел быстрой расшифровкой переживаний учащегося, создающих конфликтную ситуацию.

Важно не только «смотреть», но и «видеть», причем видеть не взгляд, жест, слышать не интонации голоса как таковые, а личность человека, его душевное равновесие или тревогу, вызов всему окружающему и т. п.

Параметр пятый. Умение распознавать причины поступков, инициирующих конфликты. Психологически зоркий педагог спосо­бен не только правильно оценить состояние учащегося, но и найти причинно-следственную связь, определить перспективы развития его личности.

Причины каждого поступка бывают сложны и тесно переплетаются между собой. Следует выделить латентные (например: условия жизни, воспитания, состояние здоровья, психики) и актуальные (обстоятель­ства, в которых возник конфликт, поводы, которые дали толчок к дей­ствию).

Параметр шестой. Многие педагогические конфликты можно из­бежать, если педагог владеет искусством определить специфические особенности учащегося — отношения к самому себе.

Социальные психологи доказывают, что люди с пониженной само­оценкой чувствительны к лести, заискивают перед руководством, гру­бы и высокомерны с подчиненными.

Замечено, что педагоги с нераз­витым чувством собственного достоинства склонны видеть в шалостях учащихся хулиганские проявления, более верят в силу наказания, чем в силу убеждения, и т. д.

Проявления заниженной самооценки учащихся могут быть весьма разнообразны. Одни учащиеся стремятся, чувствуя свою «неполноцен­ность», обратить на себя внимание выкриками на уроках, демонстра­тивным непослушанием, дерзостью и т. д.

Другие, убедившись в бес­плодности попыток завоевать общее признание, замыкаются в себе, между ним и окружающими возникает «смысловой барьер».

Самые искренние поступки педагогов они истолковывают в худшую сторону, а мотивы этих поступков приписывают корыстным или «воспитатель­ным» соображениям.

Не менее опасна и завышенная самооценка, возникающая в резуль­тате захваливания, некритического отношения старших. Переоценивая реальные возможности, учащийся рано или поздно сталкивается с не­умолимой действительностью, с разочарованием, с конфликтами.

Параметр седьмой. Умение распознавать отношение воспитанни­ков к воспитателю. Это требует от педагогов и воспитателей развитого чувства эмпатии, эмоциональной чуткости и психологического такта.

Параметр восьмой. Способность к саморегуляции. Способность воспринимать окружающий мир чувств, состояний, переживаний вос­питанников не приходит сама собой.

Это результат постоянной трени­ровки, большой работы, напряжения. Чтобы настраиваться, надо уметь определять собственное состояние, давать ему оценку.

Психологические состояния человека полимодальны, переплетены между собой. И все же можно выделить несколько состояний, которые затрудняют общение воспитателей с воспитанниками и могут породить конфликты.

Кто может дать гарантию, что, преследуя самые благие цели, педа­гог не подавляет личность учащегося, не побуждает его к сопротивле­нию, что его поступки всегда правильно воспринимаются.

Практика показала, что, к сожалению, таких гарантий не существует, а самые добрые намерения могут быть разбиты, натолкнувшись, как на скалу, на юношеское равнодушие, противодействие.

Такое случается именно тогда, когда учащиеся не понимают истинных намерений своего настав­ника.

Учащийся в младших классах почти не дифференцирует отноше­ние к себе со стороны учителя как к учащемуся и как к человеку.

В от­рицательных отметках он видит не столько оценку своих знаний, сколько отношение педагога, а упреки родителей воспринимает не столько как оценку своего прилежания, сколько как отношение к его неудачам.

Если, например, родители считают, что отметка справедлива, в то время как ребенок не согласен с ней, может назревать глубоко скрытый конф­ликт, который обнаруживается неожиданно для всех в самый неподхо­дящий на первый взгляд момент.

Подростки особенно остро реагируют на малейшее проявление не­уважительного отношения к ним как к личности.

Они охотно могут простить обвинения в лени, в неорганизованности, но не прощают та­ких обобщающих заключений, когда они подозреваются в нечестности, трусости, в нарушении «кодекса чести» и т. п.

Зная это или интуитивно догадываясь о подобной закономерности, подавляющее большинство учителей придерживается такой позиции, которая не давала бы основания учащимся подозревать их в пристрастии, в придирках.

Но часто ли педагоги задумываются о том, в каком виде, учащиеся воспринимают их чисто человеческие качества, кото­рые не всегда соответствуют профессиональным?

Опыт подсказывает, что именно об этой стороне отношений многие преподаватели заботятся гораздо меньше, чем следовало бы, считая бо­лее важным, чтобы учащиеся выполняли требования, не нарушали пра­вил поведения, овладевали знаниями.

Если же все идет нормально, педа­гог не особенно склонен задумываться над тонкостями этих отношений.

Это не только ошибочная, но порой опасная позиция, потому что доброе отношение детей к своему наставнику составляет его педагоги­ческий потенциал, обеспечивает надежность воспитательных позиций. Доброе имя педагога, стремление подражать ему предупреждают кон­фликты.

Заметим, что это очень распространенное «заболевание» — лого- рея (словоистечение). Обнаружить собственную логорею не так уж и трудно. Когда слова педагога не вызывают соответствующую реакцию или, наоборот, становятся объектом насмешек, пародирования, возни­кают конфликты.

Если рассматривать природу перечисленных выше состояний, то можно заметить: они возникают как ответная реакция на неблагопри­ятные условия или неудовлетворенность собой, далеко не всегда осо­знанную, искусно замаскированную не только для окружающих, но и для самого себя.

«Виновники» подобного камуфляжа — механизмы психологической защиты личности, которые дают возможность пре­одолевать неприятности.

Есть несколько механизмов психологической защиты личности. Возьмем, например, такой способ снятия состояний напряженности, как рационализация.

Суть его состоит в том, чтобы путем самовнушения, логикой доказательств преодолеть состояние тревоги. Для этого тре­буется умение на основе психоанализа найти источник психического на­пряжения.

В значительной мере здесь речь идет о серьезных элементах аутогенной тренировки, о которой педагоги слабо информированы, хотя она должна составлять важнейшую часть профессиональной подготов­ки педагога, начиная со студенческой скамьи и заканчивая курсами по­вышения квалификации.

Существует много важных приемов аутогенной тренировки, впол­не доступных для самостоятельного овладения. Рассмотрим такой прием, как переключение.

Это прием замены одного вида деятельно­сти другим, или, как его образно определяет В. Леви, «зигзаг»: «…дело застряло, режим не впрок, самочувствие не налаживается, работа не идет, имеет смысл попробовать раз-другой сбить систему — сделать, как говорят, зигзаг… Любой малопривычный сильный раздражитель может сыграть роль «зигзага»: театр, кино (если вы давно туда не ходили), баня, если вы не были там с месяц, и даже покупка нового платья…»

Можно только добавить, что арсенал средств переключения у каж­дого педагога неограниченный: важно только ставить перед собой та­кую цель и добиваться ее.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)