Предмет и научные основы курса Методика преподавания экономических дисциплин

Студенты XXI в. учатся в период формирования «новой экономики» информационного общества. Эффективность образовательного процесса в большей степени определяется методикой преподавания дисциплины, т. е. способом обучения учебному предмету.

Роль и значение методики в области экономических наук в современных условиях постоянно возрастает, в силу того, что экономическое образование самым непосредственным образом реагирует на изменение общественного развития.

Поэтому все актуальнее становится проблема совершенствования методики преподавания экономических дисциплин.

Традиционно проблема методики обучения рассматривается компонентом такой отрасли педагогической науки как дидактика.

Дидактика – это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм.

Соответственно, методика преподавания экономических дисциплин – учение о закономерностях обучения экономическим дисциплинам.

Методика раскрывает средства, методы и организационные формы учебно-воспитательного процесса, принципы обучения и нормативные требования к деятельности педагогов. Методика преподавания призвана обеспечить высокий теоретический уровень преподавания, строгую научность, яркость и доходчивость изложения материала.

В преподавании экономических наук необходимо различать два момента: теоретическую направленность преподавания и методику преподавания.

Направленность преподавания определяется, прежде всего, характером той науки, которая преподается, ее значимостью и возможностью практического использования в интересах общества, теоретическим уровнем преподавания, а также степенью теоретической подготовленности и идейной убежденности преподавателей.

Методика преподавания должна обеспечить педагогические приемы, с помощью которых можно довести до студента теоретическое содержание изучаемой науки.

Преподавание всех наук ведется на основе общих методических требований. В тоже время для преподавания экономических наук необходима своя, особенная методика, отражающая специфику содержания данной науки.

Что отличает данную методику?

Главным отличием методики преподавания экономических дисциплин является тесная связь обучения с экономической жизнью общества. Такой прикладной аспект позволяет постоянно наращивать теорию, расширять понятийный аппарат, выявлять новые принципы и законы.

При этом такой прикладной характер не должен приводить к поверхностным, упрощенным знаниям и выводам.

Важнейшей характеристикой методики преподавания экономических дисциплин выступает широкое привлечение данных статистики. Факты и цифры помогают раскрыть отдельные стороны определенных экономических процессов и явлений. При этом к использованию фактического материала предъявляется ряд требований, основным из которых является – не «вырывать» факты из контекста, а демонстрировать их во взаимосвязи со всей совокупностью явлений хозяйственной жизни, системно. Несоблюдение данного требования может привести к дезинформации обучающихся и вызывать у них сомнение в их объективности.

Интересно
Для методики преподавания экономических дисциплин особенную роль играют аргументы и доказательства. Экономика – сфера человеческой деятельности, которая предназначена для обеспечения человека всем необходимым для подержания жизни.

Именно здесь происходит столкновение интересов различных слоев и групп населения, что требует поиска средств и аргументов для обоснования своих идей и концепций с целью влияния на мнение и социальную активность.

Любая учебная дисциплина имеет свой понятийный аппарат, включающий в себя набор категорий, принципов и законов. С их помощью раскрывается предметное содержание дисциплины, выносятся ценностные суждения об идеях, теориях школ в данной сфере человеческой деятельности.

В чем особенности изучения экономических категорий?

Прежде всего следует обратить внимание на использование приема «наращивания» понятия, углубления его содержательного компонента. Такой подход отражает таксономия образовательных целей Б. Блума, когда мысль движется от простого к более сложному.

Методика изложения экономических категорий предполагает «отталкивание» от известных понятий и пройденного материала. Например, в теме «Макроэкономический анализ: совокупный спрос и совокупное предложение» следует повторить эффект дохода и замещения.

При изложении той или иной проблемы в конкретной экономической дисциплине можно предложить разные определения категорий. К примеру, в экономической литературе представлены различные подходы по определению монополии. Одни теоретики отражают сущность термина в рамках капиталистической системы, другие придерживаются внеисторического подхода к определению монополии; третьи требуют пересмотра этой категории, так как считают, что от нее мало пользы при анализе современной обстановки.

Немаловажен в методике изложения категорий прием сопоставления, когда одно и то же явление анализируется в разных общественных условиях, на разных этапах развития общества. Например, процесс приватизации имеет место и в экономически развитых странах, и в странах с переходной экономикой.

Широкий переход на подготовку бакалавров по экономическим специальностям означает, что в преподавании экономических дисциплин должен произойти поворот от преимущественно академического освоения теории к подготовке специалиста-практика, обладающего не только определенной суммой знаний, но и рядом умений.

Для экономистов-практиков, каковыми являются бакалавры, принципиальное значение имеют следующие элементы в преподавании экономических дисциплин: российские реалии, практические приложения, новая экономика, развитие духа новаторства и предпринимательства.

«Методика преподавания экономических дисциплин» как учебная дисциплина прежде всего призвана сформировать ряд компетенций у студентов, наличие которых обеспечит успешное преподавание дисциплин экономического цикла.

Задачи курса:

  • ознакомление с нормативно-правовой базой современного образования, технологией разработки учебных программ и методических материалов, современными формами проведения аудиторных занятий и организации самостоятельной работы учащихся;
  • формирование компетенций, связанных с преподаванием экономических дисциплин с использованием существующих программ и учебно-методических материалов, подготовкой собственных учебно-методических средств.

Цель курса – освоение студентами теоретических основ и практических навыков преподавания экономических дисциплин в учебных заведениях различного типа.

В результате теоретического, практического и самостоятельного изучения дисциплины обучаемый должен знать:

  • основы организации и методику профессионального обучения, современные технологии практического обучения;
  • требования ФГОС, примерных (типовых) программ (при  наличии) и рабочих программ к практической подготовке по профессии, содержание соответствующих учебников, учебных пособий;
  • основы законодательства об образовании Российской Федерации в части, регламентирующей педагогическую деятельность в сфере профессионального обучения и образования.

«Методика преподавания экономических дисциплин» является дисциплиной базовой части ОП подготовки обучающихся по направлению 38.03.01 Экономика «Экономика предприятий и организаций».

В результате теоретического, практического и самостоятельного изучения дисциплины обучаемый должен уметь:

  • использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации практического обучения, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии с учетом: специфики осваиваемой профессии; задач занятия (цикла занятий); возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; стадии профессионального развития;
  • анализировать примерные (типовые) программы (при наличии), оценивать и выбирать учебники, учебные и учебно-методические пособия, электронные образовательные ресурсы и иные материалы, разрабатывать и обновлять рабочие программы (разделы программ), планы занятий (циклов занятий), оценочные средства и другие методические материалы по практической подготовке;
  • взаимодействовать с преподавателем профессионального модуля или преподавателями смежных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) при разработке программно-методического обеспечения учебно-производственного процесса, обсуждать разрабатываемые документы.

Иначе говоря, студенты освоившие курс «Методика преподавания экономических дисциплин» должны быть компетентными как преподаватели дисциплин экономического цикла, имея соответствующие знания, суметь научить других решать профессиональные задачи в экономической деятельности. Для каждого выпускника вуза те знания, умения и навыки, которые развиваются и формируются в процессе освоения содержания курса, и профессионально, и личностно значимы.

В результате теоретического, практического и самостоятельного изучения дисциплины обучаемый должен иметь практический опыт:

  • рефлексии по анализу процесса проектирования моделей учебных занятий;
  • выявления актуальных научно-практических проблем профессиональной деятельности и конкретизации педагогических технологий для их осмысления обучаемыми, обобщения и критической оценки результатов обучения, а также использования дидактических методов для популяризации достижений отечественных и зарубежных теоретиков и практиков в области профессиональной деятельности.

Освоение студентами данной дисциплины приводит их к пониманию важности экономической функции образования, что создает предпосылки для заинтересованного, ответственного и серьезного отношения к учебе и своей будущей профессионально-педагогической деятельности. Содержание дисциплины способствует формированию качеств педагога- экономиста и повышает престиж профессии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)