Порядок производства таможенных экспертиз
Таможенная экспертиза может производиться только по представлению органом, ее назначившим, необходимых материалов, оформленных в соответствии с законом, Положением об организации производства таможенных экспертиз в таможенных лабораториях государственного таможенного комитета Российской Федерации и другими указаниями ФТС России.
На экспертизу должны быть представлены:
- постановление (поручение, определение) о назначении экспертизы. По многообъектным и многоэпизодным делам экспертизы могут назначаться отдельно по эпизодам, по группам товаров, по лицам
и т.п.; - товары, пробы, образцы и документы (объекты экспертизы).
В необходимых случаях направляются также иные материалы дела: акты документальных ревизий; неофициальная документация, приобщенная к делу в качестве доказательства; заключения экспертов; протоколы опросов и допросов и другие материалы, содержащие сведения, относящиеся к предмету таможенной экспертизы.
В постановлении (поручении, определении) о назначении экспертизы указываются:
- дата и место составления постановления (поручения, определения), наименование органа, назначившего экспертизу, должность и фамилия лица, вынесшего или составившего постановление (поручение, определение); номер дела о нарушении таможенных правил или номер уголовного или гражданского дела, по которому назначена экспертиза;
- основания для назначения экспертизы, то есть факты, обстоятельства, обусловившие необходимость таможенной экспертизы;
- наименование таможенной лаборатории, которой поручено производство экспертизы. При назначении для производства экспертизы двух или более экспертов, состоящих в штате различных таможенных лабораторий, экспертных или иных учреждений, в постановлении (поручении, определении) должно быть указано на какое экспертное учреждение возлагается организация деятельности комиссии экспертов и в какое учреждение направлены объекты экспертного исследования и иные материалы дела. В указанном случае постановление (поручение, определение) о назначении экспертизы направляется в каждое из этих учреждений;
- объекты экспертного исследования и иные материалы, которые должны представляться в упакованном, опечатанном, подшитом и пронумерованном виде.
В случае назначения дополнительной или повторной экспертизы, помимо указанных выше материалов, в таможенную лабораторию представляются заключения предыдущих экспертиз (либо сообщения о невозможности дачи заключения) со всеми приложениями, а также дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы, поступившие в распоряжение органа, назначившего ее, после дачи первичного заключения (сообщения о невозможности дачи заключения).
При представлении на экспертизу материалов, оформленных с нарушением требований процессуального законодательства и Положения, начальник таможенной лаборатории (ее структурного подразделения) в течение суток сообщает об этом таможенному или другому правоохранительному органу, ее назначившему.
Материалы могут быть возвращены одновременно с направлением сообщения в форме служебного письма о неправильности их оформления, если устранение отмеченных недостатков невозможно без получения дополнительных материалов.
На начальника таможенной лаборатории возлагается ответственность за обеспечение высокого качества научно-технического уровня экспертиз и своевременного их производства на основе точного соблюдения требований законодательства, положений и инструкций, регулирующих экспертную деятельность.Полномочия начальника таможенной лаборатории как руководителя экспертного учреждения определяются таможенным, административным, уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным и арбитражно-процессуальным законодательством, Положением и указаниями ФТС России.
Начальник таможенной лаборатории или его заместитель:
- получает адресованные таможенной лаборатории материалы для производства экспертизы, проверяет их соответствие требованиям закона и Положения и письменно поручает производство экспертизы одному или нескольким сотрудникам, разъясняет им права и обязанности эксперта, предупреждает об уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи заключения или за дачу заведомо ложного заключения, если экспертиза назначена по уголовному и гражданскому делу, и об административной ответственности, если экспертиза назначена при разрешении спора в арбитражном суде;
- устанавливает сроки производства экспертиз;
- знакомится с ходом и результатами исследований, проводимых экспертами, оказывая им необходимую помощь научного и методического характера, осуществляет контроль за качеством и сроками экспертиз;
- по завершении производства экспертизы проверяет полноту проведенного исследования и обоснованность выводов эксперта, соблюдение экспертом методических рекомендаций, качество оформления заключения;
- направляет вместе с заключением эксперта (экспертов) все материалы органу, назначившему экспертизу.
В случае ошибочного обозначения должностным лицом таможенного органа, следователем (судом) назначенной им экспертизы (первичной, дополнительной или повторной), начальник таможенной лаборатории по согласованию с органом, назначившим экспертизу, вправе именовать экспертизу в соответствии с законом.
Если экспертиза назначена по вопросам, решение которых в данной таможенной лаборатории невозможно, либо лаборатория не располагает соответствующими специалистами, руководитель таможенной лаборатории немедленно уведомляет об этом должностное лицо таможенного органа, назначившего экспертизу, следователя (суд), а товары, образцы, пробы, другие объекты исследования и другие материалы либо возвращает, либо направляет согласно письменному указанию последних в другую таможенную лабораторию для
производства экспертизы.
Если материалы, представленные на экспертизу, оформлены с нарушением установленного порядка, эксперт уведомляет руководителя таможенной лаборатории (структурного подразделения), который действует в соответствии с Положением.
В случае неполноты материалов эксперт в письменном виде заявляет ходатайство органу, назначившему экспертизу, не позднее пяти суток после поступления материалов в таможенную лабораторию.
Сроки производства экспертиз, назначенных таможенными органами России, устанавливаются руководителем таможенной лаборатории (структурного подразделения) в пределах 20 дней.
Когда экспертиза не может быть выполнена в 20-дневный срок, руководитель экспертного учреждения таможенной лаборатории ставит об этом в известность должностное лицо таможенного органа, назначившее экспертизу, и устанавливает по согласованию с ним дополнительный срок.
При направлении таможенному органу, назначившему экспертизу, ходатайства о предоставлении дополнительных материалов, без которых невозможно производство экспертизы, течение срока приостанавливается со дня направления ходатайства по день получения материалов или сообщения об отказе в удовлетворении ходатайства.
Сроки производства экспертиз и сроки предварительного ознакомления с материалами, представленными на экспертизу другими правоохранительными органами, устанавливаются, как правило, в тех же пределах и в том же порядке, что и для экспертиз, назначенных таможенными органами, если иное не оговорено в договорах о производстве экспертиз, заключенных таможенными лабораториями с этими правоохранительными органами.
Производство исследований (экспертиз) в таможенных лабораториях с связи с обращениями других государственных органов, предприятий, организаций, предпринимателей и граждан проводится не в ущерб производству экспертиз по заданиям таможенных и других правоохранительных органов в сроки, которые устанавливаются договорами о производстве таких исследований (экспертиз).
Эксперт сообщает органу, назначившему экспертизу, о невозможности дачи заключения по поставленному вопросу, если:
- предоставленные материалы недостаточны для дачи заключения и устранение этого препятствия оказалось невозможным;
- поставленный вопрос выходит за пределы его специальных познаний.
В случае недостаточной ясности или полноты заключения эксперта таможенным органом России (должностным лицом) следователем (судом) может быть назначена дополнительная экспертиза для уточнения процесса исследования и содержания выводов, а также для более полной аргументации данного заключения.
При этом перед экспертом могут быть поставлены новые вопросы либо вопросы, предложенные ранее, но не решенные экспертом в полном объеме, которые нельзя разрешить путем допроса эксперта.
Повторная экспертиза может быть назначена как в случае сомнений в правильности заключения, так и в случае его необоснованности.
Экспертиза новых объектов, которые не были предметом исследования предыдущей экспертизы, например, вновь взятых проб и образцов, назначается по общим правилам как новая экспертиза и не является ни дополнительной, ни повторной.При проведении экспертизы несколькими экспертами они до дачи заключения совещаются между собой. Если эксперты придут к общему заключению, последнее подписывается всеми экспертами. В случае разногласия каждый эксперт дает свое заключение отдельно.
Если в целях всестороннего исследования обстоятельств дела требуется привлечение экспертов, специализирующихся в разных областях знаний, для формулирования общего вывода (выводов) на основе совместного обобщения и оценки результатов проведенных ими исследований организуется производство комплексной экспертизы.
Ведущий эксперт (руководитель комиссии (группы) экспертов) обладает теми же процессуальными правами и обязанностями, что и любой эксперт в деле о нарушении таможенных правил, в уголовном и гражданском судопроизводстве, и не пользуется никакими преимуществами при разрешении вопросов по существу.
Задачей ведущего эксперта является организация наиболее эффективного использования опыта и знаний коллектива экспертов в целях научно обоснованного и полного решения поставленных перед комиссионной или комплексной экспертизой вопросов.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу