Порядок подготовки и принятия нормативных правовых актов государственного управления

Порядок подготовки и принятия нормативных правовых актов государственного управления направлен на то, чтобы обеспечить соответствие формы и содержания нормативного правового акта его целям и задачам.

Соблюдение процедуры принятия способствует эффективности, законности, авторитету и реализации принципов правотворческой и правоприменительной деятельности при осуществлении функций государственного управления.

Принятие нормативных правовых актов органами государственного управления состоит из нескольких стадий:

  1. Постановка задачи, изучение проблемы и внесение предложения об издании нормативного правового акта, включение в план работы.
  2. Подготовка концепции проекта нормативного правового акта и ее отражение в проекте нормативного правового акта.
  3. Согласование, визирование проекта нормативного правового акта, рассмотрение проекта соответствующим коллегиальным органом или должностным лицом, внесение изменений (дополнений) в ходе обсуждения проекта.
  4. Принятие (утверждение) нормативного правового акта, подписание нормативного правового акта.
  5. Государственная регистрация нормативного правового акта.
  6. Опубликование и вступление в юридическую силу нормативного правового акта (доведение его до исполнителей, обнародование).
  7. Организация исполнения и осуществление контроля.

В соответствии с Регламентом Правительства Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти не, позднее чем за месяц до начала очередного квартала направляют в Правительство РФ, разработанные на основе Посланий Президента Российской Федерации, программ и планов Правительства РФ предложения, содержащие:

  1. Наименование вопроса и обоснование необходимости его рассмотрения на заседании Правительства РФ.
  2. Общую характеристику и основные положения предлагаемого к рассмотрению вопроса.
  3. Форму решения Правительства РФ.
  4. Перечень соискателей для подготовки вопроса к рассмотрению на заседании Правительства РФ.

Подготовка проекта нормативного правового акта Правительства РФ осуществляется по следующим правилам. Проект нормативного правового акта, затрагивающий интересы нескольких ведомств, подлежит согласованию с руководителями заинтересованных структур, а сам факт согласования оформляется визами. Виза включает в себя наименование должности руководителя министерства или его заместителя и личную подпись визирующего, расшифровку подписи и дату.

Проекты актов Правительства РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации направляются исполнителями в органы государственной власти субъектов Российской Федерации до внесения их в Правительство Российской Федерации.

Предложения органов государственной власти субъектов Российской Федерации по таким проектам подлежат обязательному рассмотрению в Правительстве Российской Федерации.

Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается на одно или несколько структурных подразделений федерального органа исполнительной власти с учетом их функций и компетенции. При этом определяется круг должностных лиц, ответственных за подготовку проекта, срок его подготовки, а при необходимости – организации и специалисты, привлекаемые к этой работе. В подготовке проекта участвует и юридическая служба.

Проекты Постановлений Правительства Российской Федерации разрабатываются, как правило, с участием Министерства юстиции Российской Федерации. Проекты Постановлений Правительства Российской Федерации, предусматривающие расходы за счет средств федерального бюджета, подлежат также согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Срок подготовки проекта и издания нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, как правило, не должен превышать одного месяца, если не установлен другой срок.

Проект нормативного правового акта должен иметь соответствующую структуру, обеспечивающую логическое развитие темы правового регулирования. При необходимости в тексте может быть выделена преамбула.

В тексте проекта могут быть главы, подразделяющиеся на внутренние рубрики. Если в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты проекта должны иметь ссылки на эти приложения.

Одновременно с разработкой проекта должны быть подготовлены предложения об изменении, дополнении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных нормативных правовых актов или их части.

В случае признания федеральным органом исполнительной власти утратившим силу нормативного правового акта, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации, соответствующий документ, о признании утратившим силу, должен быть представлен на государственную регистрацию в установленном порядке.

Положения об изменении, дополнении или признании утратившими силу ранее изданных актов или их частей включаются в текст нормативного правового акта (с указанием отменяемых глав, пунктов, подпунктов и абзацев) либо оформляются как приложение к акту.

При необходимости внесения изменений и дополнений в несколько нормативных правовых актов, зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации, изменения и дополнения в каждый акт рекомендуется оформлять отдельным документом.

Изменения и дополнения, вносимые в нормативный правовой акт, оформляются нормативным правовым актом того же вида, в каком издан основной документ, за исключением случаев, когда акт был издан в виде, не предусмотренном пунктом 2 Правил. В таком случае необходимо вносить изменения в нормативный правовой акт приказом.

Если при подготовке нормативного правового акта выявились необходимость внесения существенных изменений и дополнений в ранее изданные нормативные правовые акты или наличие по одному и тому же вопросу нескольких актов, а также, если в акт неоднократно вносились изменения, которые затрудняют чтение и применение нормативного правового акта, то в целях упорядочения разрабатывается новый единый акт.

В проект такого акта включаются новые, а также содержащиеся в ранее изданных актах нормативные предписания.

Подготовленный проект нормативного правового акта до его подписания (утверждения) должен быть проверен на соответствие законодательству Российской Федерации, а также правилам русского языка и завизирован руководителем юридической службы федерального органа исполнительной власти.

Нормативные правовые акты подписываются (утверждаются) руководителем федерального органа исполнительной власти или лицом, исполняющим его обязанности.

Возложение исполнения обязанностей руководителя федерального органа исполнительной власти в случае его временной нетрудоспособности, отпуска или отсутствия по другой причине должно быть предусмотрено распорядительным документом, подписанным (утвержденным) руководителем федерального органа исполнительной власти.

Нормативные правовые акты, изданные совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, изменяются, дополняются или признаются утратившими силу по согласованию с этими органами исполнительной власти.

Подготовленный проект нормативного правового акта до его рассмотрения и принятия (утверждения) должен быть проверен на соответствие законодательству Российской Федерации, а также правилам русского языка, и завизирован руководителем юридической службы данного органа исполнительной власти.

Порядок рассмотрения и принятия нормативного правового акта органа исполнительной власти в значительной степени зависит от того, каким является данный орган исполнительной власти – коллегиальным или единоначальным. Так, коллегиальный орган исполнительной власти, например Правительство Российской Федерации, рассматривает поступающие проекты его постановлений на заседании, которое считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины членов Правительства.

По каждому из рассматриваемых на заседании Правительства проектов приглашаются лица, имеющие к этому вопросу непосредственное отношение.

Несколько иной порядок рассмотрения проектов нормативных правовых актов в единоначальных органах исполнительной власти, например в федеральных министерствах. Такой порядок более подробно рассматривается в соответствующих разъяснениях Министерства юстиции РФ.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

При подготовке нормативных правовых актов рекомендуется использовать Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 ноября 1996 г. N 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации», в котором приводятся определения нормативного правового акта и правовой нормы: «Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение».

Со дня вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Акты, изданные в ином виде (например, директивы и др.), не должны носить нормативный правовой характер.

Однако имеются исключения. Так, в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России). Банк России издает нормативные акты в форме указаний, положений и инструкций. Правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются Банком России самостоятельно.

Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.

Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, иными органами (организациями) или одним из них по согласованию с другими.

Нормативный правовой акт считается изданным совместно, если он подписан (утвержден) руководителями (лицами, исполняющими обязанности руководителей) нескольких федеральных органов исполнительной власти и иных органов (организаций).

Если в соответствии с законодательством Российской Федерации согласование нормативного правового акта является обязательным, а также если в нем содержатся положения, нормы и поручения, касающиеся других федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций; проект нормативного правового акта подлежит согласованию, которое оформляется визами руководителей либо заместителей руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций.

Проекты нормативных правовых актов федеральных служб или федеральных агентств, находящихся в ведении федерального министерства и наделенных соответствующими полномочиями, подлежат согласованию с соответствующим федеральным министерством.

Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально- трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти с учетом мнения соответствующих профсоюзов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)