Правила законодательной техники

Правила законодательной (нормотворческой) техники можно подразделить на три группы:

  • правила, относящиеся к внешнему оформлению нормативных правовых актов;
  • правила, относящиеся к содержанию и структуре нормативного правового акта;
  • правила и приемы изложения норм права (язык нормативных актов).

Первая группа правил юридической техники соотносится с внешним оформлением нормативных правовых актов. Каждый нормативный правовой акт должен иметь необходимые реквизиты, которые отражали бы его юридическую силу, предмет регулирования, сферу действия, придавали бы ему официальность.

Каждый нормативный правовой акт должен иметь: название вида нормативного акта (закон, указ, постановление и т. д.); название органа, его издавшего; наименование акта, отражающего его содержание, предмет регулирования. Это название должно быть по возможности кратким.

Далее, нормативный правовой акт должен содержать дату и место его принятия, а для более рационального учета нормативных актов его номер.

Такие реквизиты нормативного правового акта, как его название (по виду и содержанию), дата, орган и место принятия, взятые вместе, составляют так называемый титул нормативного правового акта. Обязательным реквизитом является подпись соответствующего должностного лица.

Вторая группа правил соотносится с содержанием и структурой нормативного правового акта. Нормативный правовой акт должен иметьдостаточно определенный предмет регулирования и рассчитан на регулирование однородных общественных отношений. Он не должен регулировать отношения разного рода и типа. Отношения, составляющие предмет регулирования разных отраслей права, должны регулироваться особыми актами.

Из этого правила вытекает другое – нормативный правовой акт не должен изменять или отменять нормы, регулирующие отношения другого рода, нежели те, которые регулируются данным актом. Например, нормативный акт, устанавливающий нормы административного права, не должен отменять или изменять нормы земельного или семейного права. В нем могут содержаться лишь предписания об отмене или изменении норм, составляющих предмет регулирования данного акта.

В нормативном правовом акте должны быть решены все вопросы, относящиеся к регулированию данных отношений. Нормативный акт, следовательно, не должен содержать пробелов.

Нормативный правовой акт должен содержать такие решения вопросов, чтобы регулирование было однотипным, единообразным. Таким примером могут служить нормы, изложенные в правилах дорожного движения.

Нормативный правовой акт по возможности должен избегать исключений и отсылок.

Регулирование важных принципиальных вопросов не должно заслоняться второстепенными вопросами. Этому обязана способствовать определенная структура нормативного акта, которая строится на логически последовательном изложении акта, отражающем специфику регулируемых общественных отношений, преследует цель удобства пользования нормативным правовым актом.

Крупные нормативные правовые акты могут состоять из двух частей, не считая титула: из вводной (или преамбулы) и постановляющей. В преамбуле указываются причины, поводы, цели издания нормативного акта. В постановляющей части излагаются нормы права. Постановляющая часть в конце акта может содержать предписания, определяющие время и порядок вступления нормативного правового акта в силу, а также предписания, отменяющие действие других актов.

Что же касается законов РФ, рассчитанных на длительный срок действия, то обычно порядок введения законов в действие, отмена других актов определяются, как правило, особым постановлением.

В числе правил, относящихся к структуре нормативного правового акта, можно назвать нижеследующие:

  • нормы более общего характера должны помещаться в начало нормативного правового акта;
  • однородные нормы должны выделяться, излагаться компактно, без разброса в разных частях нормативного правового акта; в крупных нормативных актах должны обособляться в главы, разделы, части; каждая глава, раздел, часть должны иметь название.

Каждая глава нормативного правового акта состоит из статей, которые в свою очередь могут подразделяться на части (пункты, параграфы). Нумерация статей должна быть сплошной, т. е. одна нумерация должна идти через все разделы, части и главы. Нумерация статей должна быть постоянной, стабильной. В случае внесения дополнений в нормативный правовой акт, эти дополнения вносятся или в виде части уже существующей статьи, или вводится новая статья, которая помещается в соответствующей главе.

Ей присваивается номер уже существующей статьи, но с обозначением ее небольшим цифровым знаком (цифрой), который ставится рядом с номером статьи. Например, в УК РСФСР 1970 г. имелись три статьи под номером 198 одна из них обозначалась маленькой цифрой 1 (называется «статья 198-прим»), другая – цифрой 2 (называется «статья 198 – два»).

Аналогичные правила применяются и в современном российском законодательстве.

Третья группа правил связана с приемами изложения норм права (язык нормативных правовых актов). Общее правило изложения норм права состоит в том, что нормы права следует излагать кратко, четко и определенно. За многословием может потеряться основной смысл нормы.

Многословие, расплывчатость могут дать повод различному толкованию норм права, препятствовать их единообразному применению. Краткость и определенность формулирования достигается с помощью различных приемов изложения норм права, использование специальных терминов, стандартных языковых оборотов.

Отсюда вытекают следующие требования к языку нормативных правовых актов:

  • формулировки норм права должны обладать определенной стандартностью, стереотипностью, грамматическим единообразием;
  • терминология нормативных правовых актов должна быть единой. Для этого необходимо: один и тот же термин, слово в нормативном правовом акте употреблять в одном и том же значении; одно и то же понятие (явление, предмет) обозначать одним и тем же термином.

Для достижения точности и определенности терминов, их единообразного понимания могут использоваться легальные дефиниции (дефинитивные нормы), в которых дается определение термина, его разъяснение, обязательное для адресатов нормативного акта. Это легальное определение может иногда существенно расходиться с обыденным или даже научным определением. Формализация понятий привносит в правовое регулирование большую точность и определенность;

  • в нормативном правовом акте должны использоваться общепризнанные в науке и практике термины.

Терминологическое новаторство здесь неуместно, ибо может внести разнобой при толковании и применении норм права. Следовательно, терминология должна быть устойчивой. При составлении специальных нормативных правовых актов в области санитарии, медицины, ветеринарии, техники безопасности и т. д.) могут использоваться специальные термины.

Эти термины должны употребляться в общепризнанном значении для соответствующей отрасли знаний и сферы деятельности; следует избегать употребления иностранных слов, неологизмов, архаизмов, метафорических выражений, афоризмов и т.п.нечетких, двусмысленных, многозначных выражений.

Достоинством языка права являются четкость, краткость, определенность, стереотипность, единообразие, его сухость, доступность для понимания.

Достижению указанных свойств текстов нормативных правовых актов способствуют разные способы (приемы) изложения норм права. Они отличаются по разным признакам.

Во-первых, по форме предложения, в котором выражена норма. Норма права может быть сформулирована в виде нормативного или повествовательного (утвердительного или отрицательного) предложения. С логико-языковой точки зрения норма есть высказывание о должном или возможном поведении ее адресатов. В нормативном высказывании всегда присутствуют нормативные термины: «запрещено», «обязан», «имеет право» и т. п.

Во многих случаях норма и формулируется в виде нормативного предложения с использованием указанных и им подобных терминов.

Например, «продавец вправе», «должник обязан», «суд имеет право», «следователь обязан» и т. п. Но довольно часто норма оформляется в виде повествовательного предложения без использования нормативных терминов.

Это имеет место, например, в случаях, когда описываемое действие является одновременно и правом, и обязанностью субъектов. Например, ч. 1 ст. 59 АПК РФ изложен так: «Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению…». Более точно он мог быть изложен с использованием нормативных терминов: «Арбитражный суд вправе и обязан оценивать доказательства» и т. д.

Во-вторых, по степени обобщенности, абстрактности изложения можно выделить абстрактный и казуистический способы изложения. Обобщенный способ изложения сводится к обобщению многих действий к одному более общему или абстрактному понятию без детального описания, без детального перечисления обстоятельств. При казуистическом способе изложения обстоятельства детально (казуистически) перечисляются.

Например, детально перечислены в УК РФ обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Каждый из способов имеет свои достоинства и недостатки.

С помощью первого способа достигается краткость, с помощью второго – точность, конкретность изложения.

В-третьих, по степени полноты изложения нормы выделяются прямой, ссылочный, бланкетный способы. При прямом способе все элементы, все содержание нормы изложены в одной статье. При ссылочном способе вместо первой (гипотезы) или второй части (диспозиции, санкции) сформулирована отсылка к другой статье данного или другого, конкретно указанного нормативного акта.

Бланкетный способ (от франц. «бланк» – белый, чистый) состоит в том, что дается отсылка к определенному роду, виду каких-либо правил. Например, «нарушение правил пожарной безопасности» (ст. 219 УК РФ). Сами правила в этом случае многочисленны, могут изменяться, а бланкетная норма оставаться неизменной. С помощью двух последних способов достигается краткость, законодательная экономия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)