Технология проведения юридических (антикоррупционных) экспертиз

Понятие технологии проведения юридических экспертиз в правовой науке и практике разработано крайне недостаточно.

Имеются отдельные исследования, связанные с законодательной технологией, которая понимается как «методы применения технико юридических, политических, информационных, психолого-идеологических и иных средств, приемов, обеспечивающих подготовку и принятие необходимого определенным социальным группам или всему обществу закона, а также используемые в этих целях законодательные процедуры».

Если исходить из понятия и содержания правотворческой процедуры, то следует иметь в виду, что на её определенных стадиях предусматривается обязательное проведение экспертизы. Это предусмотрено рядом нормативных правовых актов (Регламентом Государственной Думы, иными нормативными правовыми актами). Следовательно, технология проведения юридических (антикоррупционных) экспертиз, встраивается в общую структуру законодательной технологии.

Представляется, что в самом общем виде технология проведения юридических (антикоррупционных) экспертиз представляет собой совокупность применения методов, технико юридических правил, политико-правовых, информационных, психологических, статистических, лингвистических (юрислингвистических) приемов, критериев и средств, обеспечивающих выявление и искоренение в нормативных правовых актах факторов, способствующих проявлению коррупции.

Использование технико-юридических критериев (правил) в процедуре проведения юридических (антикоррупционных) экспертиз, создает предпосылки оценки совершенства и качества нормативных правовых актов по форме и правовому содержанию (см. главы настоящего издания, посвященные юридической технике).

Правила в основе технико-юридических критериев:

  1. Процедурные правила.
  2. Реквизитные правила.
  3. Языковые правила.
  4. Структурные правила.
  5. Логические правила.
  6. Содержательные правила.

Использование политико-правовых критериев нормативного правового акта (или его проекта) способствует, прежде всего, оценке его концепции, а также «встроенности» в правовую политику государства. В основе такой политики лежат ежегодные Послания Президента Российской Федерации, задающие ориентир и систему целей для внутренней и внешней политики страны.

Политико-правовые критерии позволяют оценить то, насколько полно закон или иной нормативный правовой акт решает определенную социальную задачу. Поэтому, адекватное отражение общественных потребностей является важным политико-правовым показателем качества закона или иного нормативного правового акта.

Так, например, при проведении экспертизы проекта Закона Курской области (февраль 2010г.) «О гарантиях первого рабочего места для выпускников высших учебных заведений Курской области», выявлено, что к числу однородных общественных отношений (однородной сфере правового регулирования) относятся другие законы Курской области:

  • Закон Курской области от 31 октября 2007г. № 11 –ЗКО О квотировании рабочих мест для отдельных категорий молодежи в Курской области». Законом определен предмет правового регулирования – установление правовых, экономических и организационных основ квотирования в Курской области рабочих мест для отдельных категорий молодежи с целью обеспечения дополнительных гарантий занятости молодых граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. В этом законе имеются нормы, во многом совпадающие с нормами проекта (см., например, статью 2 данного закона и статью 2 проекта; статью 8 закона и статью 5 проекта и т.д.);
  • Закон Курской области от 4 января 2003г. № 2-ЗКО «О государственной молодежной политике в Курской области». В статье 3 данного закона определяются цели молодежной политики. Например – «расширение социально значимых возможностей молодежи в выборе своего жизненного пути и достижении личного успеха». Во многом совпадают участники правоотношений (см., например, статья 5 закона и статьи 1, 2 проекта).

В этом случае, представляется и необходимым консолидировать все действующие законы Курской области и проекты других Законов, касающиеся однородной сферы и, на их основе принять, одни (консолидированный) закон.

Применение такого приема правотворчества будет способствовать исключению коллизий (противоречий) в законодательстве Курской области и повышению его эффективности. Принятие консолидированного закона позволит обеспечить реализацию принципа полноты правового регулирования и избежать пробелов в правотворческой и правореализующей деятельности.

Оценка нормативных правовых актов с психологической позиции, создает возможность выявить, в процессе проведения экспертизы, положения, которые формируют мотивационные, побуждающие начала, способствующие проявлению правового нигилизма нашего общества.

Информационные и статистические приемы и средства, используемые в процедуре проведения экспертизы нормативных правовых актов, позволяют определить степень необходимости в правовом регулировании той или иной сферы общественных отношений, оценить результаты мониторинга законодательства и правоприменительной практики.

Таким образом, в основе применения информационных и статистических приемов и средств лежит мониторинг как системная деятельность, связанная с анализом, прогнозами и обобщением результатов законотворческой деятельности и правоприменения.

Лингвистические правила (критерии) способствуют исключению ошибок орфографического и синтаксического характера (например, когда в статье закона используется несколько причастных оборотов, часто трудно понять, к какому предмету регулирования они относятся).

Таким образом, в ходе лингвистической экспертизы осуществляется литературное редактирование текстов (проектов) нормативных правовых актов, работа над их языком и стилем изложения. Это обеспечивает соответствие текстов (проектов) нормативных правовых актов правилам современного русского литературного языка. В качестве выводов по лингвистической экспертизе формулируются предложения по совершенствованию языка и стиля изложения нормативного материала.

Технология юридической (антикоррупционной) экспертизы должна строиться на основе юридической логики. Это позволит учесть многие факторы:

  • политические условия (факторы);
  • социальные условия (факторы) (мировоззрение, общественное сознание, правовое сознание, настроение людей, мораль, предрассудки, нравственные аспекты и т.п.);
  • экономические условия (факторы).
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)