Характеристика типичных коррупциогенных факторов

Все коррупциогенные факторы можно условно классифицировать, разграничив их на несколько групп (блоков). Такое разграничение позволяет более рационально осуществлять экспертную оценку нормативного правового акта или его проекта.

Вместе с тем, в законодательстве, юридической теории и практике не сложилось единообразного подхода к классификации коррупциогенных факторов.

Так, в Федеральном законе Российской Федерации от 17 июня 2009 г. №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», такая классификация вообще отсутствует.

В пункте 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. №196 «Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции», закрепляется три группы факторов:

  • факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления;
  • факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
  • факторы системного характера.

Наиболее «пестрой» выглядит классификация коррупциогенных факторов, закрепленных в различных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации. Эти нормативные правовые акты можно условно разделить на две группы.

К первой группе таких нормативных правовых актов относятся те из них, в которых дословно повторяется (дублируется) подход, закрепленный в пункте 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. №196 «Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции».

См., например, подпункт 3.1, пункта 3 «Порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов городского округа Шуя и их проектов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции», утвержденного Решением Думы городского округа Шуя от 26 августа 2009г. № 91).

Вторая группа нормативных правовых актов отличается тем, что законодатель, ориентируясь на указанное Постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. №196 «Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции», включает дополнительные критерии (группы критериев) коррупциогенных факторов.

См., например, Приложение №3 к постановлению Курской областной Думы от 7 мая 2009г. № 953-IV ОД «Методика проведения экспертизы на коррупциогенность проектов нормативных правовых актов, внесенных на рассмотрение Курской областной Думы» (пункты 3 и 5) – «Проявление коррупционности. Факторы, которые при определенных условиях могут свидетельствовать об уже свершившихся фактах коррупции и (или) способствовать проявлению коррупционных факторов».

Анализ показывает, что законодатель произвольно перераспределяет коррупциогенные факторы, из числа тех, которые закреплены в известном постановлении Правительства Российской Федерации.

К третьей группе нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации относятся те из них, которые были изданы до принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. №196 «Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции» и имеют существенное отличие.

См., например, подпункт 2.1.2, пункта 2 (Нарушение единства функций и полномочий органов государственной власти, прав и обязанностей их должностных лиц) «Методики проведения антикоррупционной экспертизы проектов законов, нормативных правовых актов, правовых актов Губернатора, Правительства, исполнительных органов государственной власти, Астраханской области и их проектов», утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 28.10.2008 № 563-П.

Неоднозначны подходы к классификации коррупциогенных факторы в научной юридической литературе. Так, имеется точка зрения, с позиции которой все коррупциогенные факторы делятся на «две большие группы».

Первая группа – факторы, одинаково применимые как к законодательным актам, так и к подзаконным нормативным правовым актам, вторая группа – факторы, отражающие специфику подзаконных нормативных правовых актов.

Этот подход не в полной мере совпадает с рекомендациями Центра стратегических разработок (ЦСР – Э.В.Талапина, В.Н.Южаков).

При определении коррупциогенных факторов и разработке методики экспертизы нормативных правовых актов в целом, представляется целесообразным исходить из того, чтобы она всегда была действенной, рациональной, оптимальной, унифицированной и эффективной. При этом, требование унификации методики экспертизы нормативных правовых актов обусловлено правилами юридической (законодательной) техники.

Дальнейшее совершенствование методики должно базироваться на детальном научном исследовании уникальных коррупционных схем и предполагает разработку более тонких антикоррупционных технологий, расширение перечня коррупциогенных факторов.

Конечным результатом такого совершенствования должна явиться единая методика анализа нормативных правовых актов (проектов) на предмет коррупциогенности.

Кафедрой теории и истории государства и права КИГМС, предлагается обобщенная характеристика и классификация коррупциогенных факторов:

  1. Коррупциогенные факторы, связанные с реализацией полномочий органов публичной власти. (Первая группа коррупциогенных факторов).
  2. Коррупциогенные факторы, связанные с превышением правотворческой компетенции. (Вторая группа коррупциогенных факторов).
  3. Коррупциогенные факторы, связанные с правовыми пробелами (Третья группа коррупциогенных факторов).
  4. Коррупциогенные факторы системного характера (Четвертая группа коррупциогенных факторов).
  5. Коррупциогенные факторы формально-технического характера (пятая группа коррупциогенных факторов).

Более подробно содержание коррупциогенных факторов, их характеристика и способы преодоления изложены в Приложении 1 (Типичные коррупциогенные факторы и способы их преодоления).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)