Понятие проблемное обучение

В 20 столетии идеи проблемного обучения получили интенсивное развитие и распространение в образовательной практике. В зарубежной педагогике концепция проблемного обучения развивалась под влиянием идей Дж. Дьюи.

Интересно
В работе «Как мы мыслим» (1909) он отвергает традиционное догматическое обучение и противопоставляет ему активную самостоятельную практическую деятельность учащихся по решению проблем. Мышление, утверждает Дж. Дьюи, есть решение проблем.

В отечественной педагогической литературе идеи проблемного обучения актуализируются начиная со второй половины 50-х годов 20 века.

Так, известные дидакты М.А. Данилов и В.П. Есипов формулируют правила активизации процесса обучения, которые отражают принципы проблемного обучения:

  • вести учащихся к обобщению, а не давать им готовые определения, понятия;
  • эпизодически знакомить учащихся с методами науки;
  • развивать самостоятельность их мысли с помощью творческих заданий.

Проблемное обучение это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная, поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построения с учетом целеполагания и принципа проблемности, процесс взаимодействия преподавателя и ученика ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивых мотивов ученика и мыслительных способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций (М.И. Махмутов).

Общие и специальные функции проблемного обучения:

  • усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности;
  • развитие интеллекта учащихся, т.е. их познавательной самостоятельности и творческих способностей;
  • формирование диалектико-материалистического мышления школьников;
  • формирование всесторонне и гармонично развитой личности.

Специальные функции проблемного обучения:

  1. Воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности).
  2. Воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы.
  3. Формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественное отображение действительности).

Формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных потребностей. При организации проблемного обучения нельзя обойтись без традиционных методов обучения. Как правило, используются разнообразные методы.

В зависимости от специфики и уровня сложности информации используют различные методы: репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, экспериментальные и др.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)