Понятие проблемное обучение
В 20 столетии идеи проблемного обучения получили интенсивное развитие и распространение в образовательной практике. В зарубежной педагогике концепция проблемного обучения развивалась под влиянием идей Дж. Дьюи.
В отечественной педагогической литературе идеи проблемного обучения актуализируются начиная со второй половины 50-х годов 20 века.
Так, известные дидакты М.А. Данилов и В.П. Есипов формулируют правила активизации процесса обучения, которые отражают принципы проблемного обучения:
- вести учащихся к обобщению, а не давать им готовые определения, понятия;
- эпизодически знакомить учащихся с методами науки;
- развивать самостоятельность их мысли с помощью творческих заданий.
Проблемное обучение это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная, поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построения с учетом целеполагания и принципа проблемности, процесс взаимодействия преподавателя и ученика ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивых мотивов ученика и мыслительных способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций (М.И. Махмутов).
Общие и специальные функции проблемного обучения:
- усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности;
- развитие интеллекта учащихся, т.е. их познавательной самостоятельности и творческих способностей;
- формирование диалектико-материалистического мышления школьников;
- формирование всесторонне и гармонично развитой личности.
Специальные функции проблемного обучения:
- Воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности).
- Воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы.
- Формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественное отображение действительности).
Формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных потребностей. При организации проблемного обучения нельзя обойтись без традиционных методов обучения. Как правило, используются разнообразные методы.
В зависимости от специфики и уровня сложности информации используют различные методы: репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, экспериментальные и др.
- Методы активного обучения в процессе валеологизации урока
- Технология эссе
- Определение размеров резца и геометрических параметров режущей части
- Особенности организации и проведения учебных занятий с использованием метода анализа конкретных ситуаций и прецедентов
- Сущность и дидактические характеристики метода кейс-стадии
- О внедрении курсового кейса
- Роль современных педагогических технологий в системе здоровьесберегающего обучения
- Комплексная оценка состояния здоровья учащихся общеобразовательных школ
- Скрининг-диагностика здоровья школьников в образовательных организациях
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу