Понятие принципа в социальной педагогике

Слово «принцип» происходит от латинского principium – «основа», «начало». Каждая наука и соответствующая ей область практической деятельности в своем развитии руководствуется определенными принципами – основными исходными положениями, которые вытекают из установленных наукой закономерностей.

Так, строители хорошо знают, что возводить любое здание необходимо с закладки фундамента. Не случайно есть выражение «построить дом на песке». Здание, построенное таким способом, рано или поздно разрушится.

Для любой науки существуют свои принципы, и отступать от них нельзя, ибо в противном случае такая деятельность может быть не только бесполезна, но и вредна.

Социальная педагогика, как было сказано выше, отпочковалась от педагогики и, естественно, в основе своей опирается на принципы этой науки. Принципы педагогики, отражая уровень развития общества и его потребности, в общем виде выражают выработанные в обществе требования к воспроизводству определенного типа личности, определяя стратегию, цели, содержание и методы воспитания, стиль взаимодействия его субъектов.

Интересно
Принципы в педагогике дают общее направление воспитания и образования личности и служат основанием для решения конкретных педагогических задач. Однако вопрос о принципах педагогики для каждого периода развития этой науки, в том числе и для современного периода, является дискуссионным. Разные ученые выдвигают те или иные принципы или по-новому толкуют уже известные.

Еще большие сложности возникают в этом плане у социальной педагогики. Так, в России эта наука, несмотря на ее зрелый мировой возраст (более ста лет), делает свои первые шаги.

Понимание социального воспитания как составной части развития и социализации ребенка, подход к нему как к субъектносубъектному взаимодействию, определение социального воспитания как создания условий для целенаправленного систематического развития личности позволяют выделить ряд общечеловеческих принципов, которые проверены многовековой практикой отечественной и зарубежной педагогической мысли и могут рассматриваться как основание для формирования социального опыта человека и индивидуальной помощи ему.

Следует отметить, что каждый из перечисленных ниже принципов имеет свое преломление в социальной педагогике, свою специфику и по-особому отражается в социально-педагогической деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)