Понятие милосердия и благотворительности

Теория и практика социальной педагогики связаны с историко-культурными, этнографическими традициями и особенностями народа, зависят от социально-экономического развития государства, опираются на религиозные и нравственно-этические представления о человеке и человеческих ценностях.

Если говорить о социальной педагогике как области практической деятельности, то необходимо четко разграничивать социально-педагогическую деятельность как официально признанную разновидность профессиональной деятельности, с одной стороны, и как конкретную, реальную деятельность организаций, учреждений, отдельных, граждан по оказанию помощи нуждающимся в ней людям – с другой.


До недавнего времени социально-педагогической деятельности как профессии, которая предполагает специальную подготовку людей, способных оказать квалифицированную помощь нуждающимся в социальной, педагогической и морально-психологической поддержке детям, в нашей стране не было. Что же касается реальной деятельности общества по оказанию помощи обездоленным детям, то она имеет в России глубокие исторические корни.

Интересно
Надо сказать, что на протяжении всей истории человеческой цивилизации любое общество так или иначе сталкивалось с проблемой отношения к тем его членам, которые не могут самостоятельно обеспечить себе полноценное существование, т.е. детям, старикам, больным, имеющим отклонения в физическом или психическом развитии, и другим.

Отношение к таким людям в разных обществах и государствах на разных этапах их развития было различным – от физического уничтожения слабых и неполноценных людей до полной интеграции их в общество. Это определялось характерной для данного общества аксиологической (ценностной) позицией, т.е. системой устойчивых предпочитаемых, значимых, имеющих для него ценность представлений. Аксиологическая позиция, в свою очередь, всегда бывает обусловлена идеологическими, социально-экономическими, нравственными воззрениями общества.

История русского народа показывает, что в его культуре еще в период родоплеменных отношений стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям, особенно к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них.

С принятием на Руси христианства эти традиции получили свое закрепление в различных формах милосердия и благотворительности, которые существовали на всех этапах развития российского общества и государства.

Несмотря на то что слова «благотворительность» и «милосердие» на первый взгляд очень близки по своему значению, они не являются синонимами. Милосердие – это готовность помочь кому-либо из человеколюбия, сострадания, или, по определению В.Даля, «любовь на деле, готовность делать добро всякому».

Русская православная церковь с самого своего основания считала милосердие одним из важнейших путей исполнения основной христианской заповеди «возлюби ближнего как себя самого». Причем милосердие, как деятельная любовь к ближнему, через которую утверждалась любовь к Богу, должно было выражаться не просто в сострадании, сочувствии к страждущим, а в реальной помощи им.

В древнерусском обществе практическое исполнение этой заповеди сводилось, как правило, к требованию подавать милостыню нуждающимся. В дальнейшем получили развитие и другие формы проявления милосердия, наиболее значимая из которых – благотворительность.

Благотворительность подразумевает оказание частными лицами или организациями безвозмездной и, как правило, регулярной помощи нуждающимся людям. Возникнув как проявление милосердного отношения к ближнему, благотворительность стала сегодня одной из важнейших составляющих общественной жизни каждого современного государства, имеющей свою юридическую базу и различные организационные формы.

Однако в каждой стране развитие благотворительности имеет свои исторические особенности. Многие исследователи выделяют несколько этапов развития благотворительности в России.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)