Понятие социально-педагогической виктимологии

В первом приближении социально-педагогическую виктимологию (victim – жертва, logos – слово, понятие, учение) можно определить как отрасль знания, в которой:

  • на междисциплинарной основе изучается развитие людей с физическими, психическими, социальными дефектами и отклонениями, а также тех, чей статус в условиях конкретного общества предопределяет неравенство или дефицит возможностей для «жизненного старта» и физического, эмоционального, психического, культурного, социального развития и самореализации в процессе социализации;
  • разрабатываются общие и специальные цели, принципы, содержание, формы и методы работы по профилактике, минимизации, компенсации и коррекции названных выше обстоятельств.

Социально-педагогическая виктимология сможет стать относительно самостоятельной отраслью знания в том случае, если будет осуществлен цикл исследований – историко-культуро-логических, этнологических, социологических, социально-психологических, психологических, этнопсихологических, криминологических, психиатрических, социально-педагогических, правоведческих. Объяснение и прогнозирование явлений виктимности требует серьезной исторической проработки проблемы.

Исторические исследования позволят выявить следующее:

  • когда появляются те или иные типы жертв вообще и в конкретных культурах в частности и с чем это связано;
  • какова динамика роста числа жертв, какие тенденции ей свойственны, как они зависят от тех или иных конкретно-исторических обстоятельств;
  • когда те или иные типы жертв осознаются таковыми в обыденном и общественном сознании, каким образом это происходит и с чем связано;
  • когда тот или иной тип жертвы начинает отражаться в статистике, юридических документах, есть ли для этого объективные причины;
  • когда и каким образом общество и государство приступают к созданию специальных условий для существования людей, отнесенных к тому или иному типу жертв, какие тенденции свойственны этому процессу; когда и каким образом проблемы виктимологии и какие именно становятся предметом научного исследования;
  • можно ли обнаружить, когда, где и кто начал осознавать себя жертвой неблагоприятных условий социализации.

Описание, объяснение и прогнозирование виктимности требует проведения цикла кросскультурных исследований в различных этнокультурных регионах, которое позволит выявить следующее:

  • обстоятельства и виды опасностей, столкновение с которыми на различных возрастных этапах грозит человеку стать жертвой неблагоприятных условий социализации;
  • существующие типы жертв и их количество в разных социокультурных условиях;
  • соотношение тех или иных типов жертв в рамках одного региона, общее и специфическое для различных регионов;
  • социальные установки и стереотипы различных этноконфессиональных, половозрастных и социально-культурных групп населения в регионах, определяющие восприятие тех или иных типов жертв и отношение к ним;
  • меру осознания себя жертвами самими людьми – представителями тех или иных типов жертв неблагоприятных условий социализации; причины, по которой связаны региональные и другие различия в распространенности и характере осознания; влияние осознания на «образы Я», самоуважение, самопринятие личности, на ее отношение к миру и с миром.

Для реализации прогностической и конструктивной функций социально-педагогической виктимологии необходимы также такие исследования:

  • сравнительно-правоведческие, выявляющие правовой статус различных типов жертв неблагоприятных условий социализации в тех или иных странах;
  • сравнительно-педагогические – анализ существующих в разных странах систем, институтов, форм и методов профилактики, воспитания, реабилитации, адаптации и перевоспитания различных типов жертв;
  • психолого-педагогические – отбор и разработка методов диагностики личности, группы, социума, позволяющих выявить реальные жертвы, а также характеристики и обстоятельства, несущие в себе потенциальную угрозу;
  • социально-педагогические:
  • теоретически обосновывающие оптимальную систему профилактики, воспитания, реабилитации, адаптации и перевоспитания жертв социализации;
  • разрабатывающие стратегию и тактику общества и государства, различных социальных институтов и конкретных учреждений по отношению к рассматриваемой категории людей;
  • обосновывающие и разрабатывающие общие и специфические преференции для различных типов жертв.

Обозначенные выше и другие исследования позволят проверить следующие предположения и сформулировать новые:

  • в процессе исторического развития объективно растет многообразие типов жертв неблагоприятных условий социализации;
  • осознание и конституирование тех или иных типов жертв связаны с культурой, уровнем социально-экономического развития и мерой гуманизации общества;
  • отношение к жертвам определяется социокультурными установками и стереотипами данного общества, связано с мерой его секуляризации (освобождения от церковного влияния), а также с догматами представленных в нем конфессий;
  • осознание человеком себя жертвой связано не столько с объективной реальностью, сколько с установками ближайшего окружения, а также с определенными личностными особенностями, которые неидентичны в различных культурах и в различных возрастах;
  • динамика числа жертв вообще и различных типов в частности не имеет линейного характера, а зависит от особенностей культуры, уровня социально-экономического развития общества, а также от его исторического развития и современного состояния;
  • объективное количество жертв и их типов в различных обществах в разные исторические периоды не совпадает с количеством конституированных типов и людей, субъективно считающих себя жертвами.

Можно надеяться, что развитие социально-педагогической виктимологии позволит дать более полный ответ на вопрос о том, как человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)