Понятие о пенитенциарной педагогике как науке

Педагогика представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Пенитенциарная педагогика – это отрасль педагогической науки, изучающая организованную деятельность по исправлению лиц, совершивших уголовное преступление и осужденных к различным видам наказания, как связанным, так и не связанным с лишением свободы.

Объектом пенитенциарной педагогики является воспитательная система органов, исполняющих наказания, под которой следует понимать совокупность взаимосвязанных компонентов, к которым относятся: цель, задачи, содержание воспитания, средства, методы и формы воспитательного воздействия, условия, в которых протекает воспитательный процесс, объект и субъект воспитания.

Интересно
Предметом пенитенциарной педагогики являются закономерности воспитания и особенности их проявления в рамках исполнения уголовного наказания как меры государственного принуждения.

В отличие от других отраслей педагогической науки ее предметом являются закономерности специфического процесса воспитания, определяющие существенные, иногда коренные изменения личности.

Специфика процесса воспитания в пенитенциарной системе обусловлена следующими факторами. Объектом воспитательного воздействия является личность осужденного, для которой характерны искаженные взгляды и убеждения, асоциальная жизненная философия, ярко выраженные отрицательные черты: эгоизм, анархизм, паразитизм, негативно направленная воля, черствость, эмоциональная опустошенность и т. п.

Поэтому воспитание таких людей связано с преодолением у них уже сложившейся и устойчивой системы антиобщественного поведения, открытого или скрытого внутреннего сопротивления, с изменением духовного мира, ценностей, личностных качеств и черт характера. Сложность и внутренняя противоречивость данного процесса обусловливают его своеобразие.

Воспитательное воздействие направлено на лиц разных возрастных групп (от несовершеннолетних правонарушителей до преступников преклонного возраста), что затрудняет решение педагогических задач и предъявляет высокие требования к профессионализму сотрудников ИУ.

Условия изоляции от общества. В местах лишения свободы педагогический процесс регламентирован нормами уголовно-исполнительного права и протекает в закрытой и достаточно жесткой среде. В условиях лишения свободы из сферы постоянных взаимоотношений и взаимодействий выпадают семья, друзья, и ряд других общественных институтов. В то же время замкнутость и ограниченность сферы общения и взаимоотношений осужденных приводят к информационной истощаемости, потере интереса друг к другу.

Негативную роль играет наличие у осужденных, формирующих криминальную среду, отрицательной направленности, в которой существует строгая иерархия, проявляющаяся в неофициальном распределении ролей, статусов, властных полномочий.

Осуществляя непосредственное влияние на всех осужденных, среда криминального мира в существенной степени снижает эффективность воспитательных воздействий сотрудников ИУ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)