Понятие и специфические особенности формы организации воспитательного процесса с осужденными
Педагогический процесс в исправительном учреждении имеет свое содержание и соответствующую ему форму. Изменение в содержании любой составной части исправления осужденных (трудовом, нравственном, правовом и т. д.) неизбежно влечет за собой определенные изменения и формы воспитательных воздействий. Форма хоть и зависит от содержания, но все же обладает относительной устойчивостью и самостоятельностью.
Отношение формы и содержания характеризуется единством, отражая взаимосвязь двух сторон природной и социальной реальности. Однако это единство является относительным. Во взаимоотношении содержания и формы содержание представляет подвижную сторону целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предмета.
Форму следует отличать от метода. Если под методами исправления в пенитенциарной педагогике понимаются способы непосредственного или опосредованного педагогического влияния на сознание, чувства и поведение осужденных, то под формами педагогического взаимодействия принято понимать способы организации конкретного педагогического явления в пространстве и времени.
В пенитенциарной практике существует множество классификаций форм воспитательных воздействий на осужденных, произведенных по разным основаниям. Наиболее распространенной является классификация форм воспитательного взаимодействия по объекту педагогического взаимодействия: отдельная личность – индивидуальная форма, группа – групповая, общность осужденных – массовая форма.
Формы организации педагогического процесса в исправительном учреждении выступают способами организации конкретного педагогического явления в пространстве и времени. Как формы организации практической деятельности они составляют основу планов воспитательной работы, в которых отражаются различные мероприятия, направленные на реализацию основных направлений педагогического процесса.
Формы воспитательного взаимодействия многочисленны и разнообразны. Их выбор и систематизация определяются целями воспитания, в них проломляются закономерности и принципы педагогического процесса, они опосредованы особенностями объекта и субъекта взаимодействия, а также условиями исправительного учреждения.
Выбор формы педагогического воздействия определяется:
- целями воспитания, традициями;
- принципами и методами;
- особенностями объекта и субъекта воспитания;
- условиями, в которых протекает педагогический процесс.
Результативная организация педагогического процесса в исправительном учреждении предполагает оптимальные соотношения индивидуальных, групповых и массовых форм воспитательных воздействий на осужденных. Нужно отметить, что действенность всех форм в решающей степени зависит от личности воспитателя.
Важнейшее требование к воспитательной работе – это применение разнообразных форм ее организации и постоянное их совершенствование. Несмотря на многообразие и сложность форм воспитательных воздействий на осужденных, все они служат общей цели – исправлению лиц, лишенных свободы.
- Воспитательная работа с трудновоспитуемыми осужденными
- Воспитательное воздействие на несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях
- Воспитательная работа с осужденными женщинами
- Значение физического воспитания в процессе исправления осужденных
- Трудовое воспитание как основа ресоциализации осужденных
- Роль правового воспитания в формировании правопослушного поведения осужденного
- Педагогический потенциал нравственного воспитания осужденных
- Характеристика основных направлений воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях
- Особенности воспитательного воздействия на осужденного в процессе его исправления
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу