Понятие и специфические особенности формы организации воспитательного процесса с осужденными

Педагогический процесс в исправительном учреждении имеет свое содержание и соответствующую ему форму. Изменение в содержании любой составной части исправления осужденных (трудовом, нравственном, правовом и т. д.) неизбежно влечет за собой определенные изменения и формы воспитательных воздействий. Форма хоть и зависит от содержания, но все же обладает относительной устойчивостью и самостоятельностью.

Форма – способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением. Содержание – единство всех основных элементов целого, его свойств и связей, существующее и выражаемое в форме и неотделимое от нее.

Отношение формы и содержания характеризуется единством, отражая взаимосвязь двух сторон природной и социальной реальности. Однако это единство является относительным. Во взаимоотношении содержания и формы содержание представляет подвижную сторону целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предмета.

Форму следует отличать от метода. Если под методами исправления в пенитенциарной педагогике понимаются способы непосредственного или опосредованного педагогического влияния на сознание, чувства и поведение осужденных, то под формами педагогического взаимодействия принято понимать способы организации конкретного педагогического явления в пространстве и времени.

В пенитенциарной практике существует множество классификаций форм воспитательных воздействий на осужденных, произведенных по разным основаниям. Наиболее распространенной является классификация форм воспитательного взаимодействия по объекту педагогического взаимодействия: отдельная личность – индивидуальная форма, группа – групповая, общность осужденных – массовая форма.

Формы организации педагогического процесса в исправительном учреждении выступают способами организации конкретного педагогического явления в пространстве и времени. Как формы организации практической деятельности они составляют основу планов воспитательной работы, в которых отражаются различные мероприятия, направленные на реализацию основных направлений педагогического процесса.

Формы воспитательного взаимодействия многочисленны и разнообразны. Их выбор и систематизация определяются целями воспитания, в них проломляются закономерности и принципы педагогического процесса, они опосредованы особенностями объекта и субъекта взаимодействия, а также условиями исправительного учреждения.

Выбор формы педагогического воздействия определяется:

  • целями воспитания, традициями;
  • принципами и методами;
  • особенностями объекта и субъекта воспитания;
  • условиями, в которых протекает педагогический процесс.

Результативная организация педагогического процесса в исправительном учреждении предполагает оптимальные соотношения индивидуальных, групповых и массовых форм воспитательных воздействий на осужденных. Нужно отметить, что действенность всех форм в решающей степени зависит от личности воспитателя.

Интересно
В процессе исправления нельзя ограничиваться какой-либо одной формой воспитательного воздействия на осужденных. Несмотря на то что все формы воспитательного взаимодействия с осужденными взаимно обеспечивают и дополняют друг друга, каждая из них решает свои задачи.

Важнейшее требование к воспитательной работе – это применение разнообразных форм ее организации и постоянное их совершенствование. Несмотря на многообразие и сложность форм воспитательных воздействий на осужденных, все они служат общей цели – исправлению лиц, лишенных свободы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)