Понятие и виды государственного контроля за деятельностью предпринимателей

Органы государственного контроля (надзора). Контролируя ведение предпринимательской деятельности, государство регулирует экономику. Контроль государственными органами можно рассматривать как некоторую форму реализации государственной власти.

Государственный контроль за предпринимательской деятельностью – это средства проверки за соблюдением предпринимателями требований закона и иных нормативных актов при осуществлении ими хозяйственной деятельности.

Надзор – вид контроля, подразделяющийся на общий надзор прокуратуры за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе в сфере предпринимательской деятельности, и административный надзор.

Наука административного права приводит отличия контроля от надзора, которые сводятся к следующему:

  • надзорные органы осуществляют свои полномочия в отношении организационно не подчиненных им объектов; контролирующие органы – как правило, в отношении организационно подчиненных и неподчиненных объектов;
  • при осуществлении контроля применяются меры дисциплинарного воздействия на правонарушителей; при осуществлении административного надзора применяются меры административного воздействия к предпринимателям;
  • контролирующие органы проверяют различные стороны деятельности подконтрольных объектов; органы административного надзора проверяют соблюдение требований на поднадзорных им объектах.

Можно провести определенную классификацию видов контроля. Так, по объему проверяемой деятельности выделяют общий и специальный контроль. К специальному можно отнести валютный контроль, контроль налоговых органов, бюджетный контроль и др.

В зависимости от цели контроля и его стадии выделяют предварительный, текущий и последующий контроль. Цель предварительного контроля – предупреждение и профилактика соблюдения правил осуществления предпринимательской деятельности. Текущий контроль оценивает существующее ведение предпринимательской деятельности. Последующий контроль – это проверка исполнения решений государственных органов в сфере предпринимательской деятельности.

В зависимости от субъекта, который осуществляет контроль, и характера его полномочий выделяются следующие виды контроля: Президента Российской Федерации; органов законодательной (представительной) власти; органов исполнительной власти; органов судебной власти. Все виды контроля оказывают свое влияние на предпринимательскую деятельность.

Особое значение в сфере предпринимательства отводится налоговому контролю. Цель такого контроля состоит в проверке выполнения предпринимателями требований законодательства (в первую очередь, по выплате налоговых платежей).

Наибольший интерес представляет непосредственный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности. Особый контроль за ведением предпринимательской деятельности осуществляется лицензирующими органами, проверяющими соблюдение предпринимателями в процессе своей деятельности лицензионных требований и условий.

Лицензирующие органы имеют следующие полномочия:

  • проверяют деятельность предпринимателя на соответствие осуществляемой им деятельности лицензионным требованиям и условиям;
  • запрашивают и получают от предпринимателей объяснения по возникающим в ходе проверки вопросам;
  • составляют по результатам проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;
  • выносят решения, обязывающие предпринимателя устранить выявленные нарушения, устанавливают сроки для устранения нарушений;
  • выносят предупреждение предпринимателю;
  • осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Валютный контроль также является одним из видов непосредственного контроля за предпринимательской деятельностью. Валютный контроль проводится в целях обеспечения соблюдения законодательства при проведении валютных операций.

К основным направлениям валютного контроля относятся:

  • определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
  • проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке Российской Федерации;
  • проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
  • проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется органами валютного контроля и их агентами.

Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции выполняют следующие функции:

  • могут контролировать проводимые резидентами и нерезидентами в Российской Федерации валютные операции, проверять соответствие таких операций требованиям законодательства, условиям, указанным в разрешении, и соблюдение ими актов, выносимых органами валютного контроля;
  • имеют право проверять валютные операции резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.

Органы, которые проводят валютный контроль, определяют порядок, формы учета, отчетности и документации по валютным операциям субъектов предпринимательства. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации и муниципальными органами.

В Законе устанавливаются:

  • порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;
  • права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;
  • права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Положения закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, а также к действиям государственных органов при проведении оперативно-разыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия, осуществлении прокурорского надзора и правосудия, проведении административного расследования, финансового контроля и финансово-бюджетного надзора, налогового контроля, валютного контроля, контроля на финансовых рынках, банковского надзора, расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений, несчастных случаев на производстве, осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Особенности организации и проведения проверок при осуществлении таможенного, антимонопольного, экспортного контроля, контроля и надзора в сфере миграции, государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций, лицензионного контроля, государственного контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности, государственного строительного надзора, контроля и государственного надзора в области связи, контроля в области обращения и защиты информации, контроля и надзора за обеспечением защиты государственной тайны, контроля за оборотом оружия, контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, контроля и надзора в сфере труда, государственного надзора и контроля в области обеспечения безопасности дорожного, железнодорожного, воздушного движения, судоходства, государственного контроля и надзора за промышленной безопасностью, надзора по ядерной и радиационной безопасности в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, могут устанавливаться другими федеральными законами.

Государственный контроль (надзор) в соответствии с законом – это деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями правил, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее – обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Государственный контроль (надзор) подразделяется на федеральный и региональный государственный контроль (надзор).

Федеральный государственный контроль (надзор) – деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на всей территории Российской Федерации.

Порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности устанавливается Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации в случае, если указанный порядок не установлен федеральным законом.

Региональный государственный контроль (надзор) – деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории этого субъекта Российской Федерации.

Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) устанавливается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации с учетом требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности, определенных Правительством Российской Федерации, в случае, если указанный порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Рассматриваемый закон вводит также новое понятие – муниципальный контроль. Муниципальный контроль – это деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами в случае, если указанный порядок не предусмотрен законом субъекта Российской Федерации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)