Понятие и правовое регулирование несостоятельности

Роль института банкротства в настоящее время возрастает в связи с развитием рыночных отношений в России, так как без данного института невозможно справедливо распределить средства должника.

Правовой институт банкротства позволяет исключать из оборота неперспективных хозяйствующих субъектов, чтобы избежать потерь денежных средств, что отрицательно сказывается на отдельных отраслях и на всей экономике в целом.

Вместе с тем, реальную угрозу социально-экономическому развитию Российской Федерации представляют недружественные слияния и поглощения предприятий. Основным инструментом рейдерства в 1990-е годы было заказное банкротство.

Захватывались тогда слабые предприятия, у которых существовали проблемы с корпоративным управлением и финансовые сложности. Во всем мире более половины слияний и поглощений – недружественные. Однако специфика российского рейдерства состоит в том, что оно носит полукриминальный характер.

После усовершенствования российского законодательства о банкротстве ситуация несколько изменилась. Финансовое положение как экономики страны в целом, так и большинства компаний улучшилось.

Основы правового регулирования института банкротства были заложены Законом РФ от 19 ноября 1992 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» и Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими современный институт несостоятельности (банкротства), являются Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 25, 61, 65) и Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражными судами в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ, с особенностями, установленными Федеральным законом РФ «О несостоятельности (банкротстве)» (Законом о банкротстве) 2002 года. Поэтому АПК РФ можно также рассматривать в качестве источника правовых норм о несостоятельности (банкротстве). К правовым источникам несостоятельности относится и ряд постановлений Правительства Российской Федерации.

Несостоятельность (банкротство) – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 ФЗ о банкротстве).

Для признания банкротства необходимо иметь совокупность формальных и материальных правовых фактов, дающих возможность арбитражному суду признать лицо – субъекта предпринимательского права – банкротом. При этом законодательство о банкротстве по-разному определяет признаки банкротства граждан и юридических лиц.

Статья 25 ГК РФ предусматривает банкротство граждан. Так, гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

Таким образом, в основе таких признаков лежит принцип неплатежеспособности, т. е. превышение задолженности перед кредиторами и задолженности по обязательным платежам над стоимостью имущества гражданина.

Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Иными словами, определение банкротства юридических лиц базируется на принципе неплатежеспособности.

Действующий Закон о банкротстве распространяется не на все юридические лица (например, не применяются правила, предусмотренные законодательством о несостоятельности (банкротстве) к процедуре ликвидации Внешэкономбанка,

Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, «Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех», Госкорпорации по атомной энергии «Росатом», Государственной компании «Автодор», Фонда перспективных исследований, Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»).

При наличии в совокупности рассмотренных признаков банкротства дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику – юридическому лицу – в совокупности составляют не менее чем 300 тыс. рублей (п. 2 ст. 6 Закона о банкротстве), а в отношении должника – физического лица – не менее чем 500 тыс. рублей, и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (п. 2 ст. 213.3 ФЗ банкротстве).

Требования к должнику складываются из требований кредиторов по денежным обязательствам, обязательствам по выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязанностей по уплате обязательных платежей в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды.

Денежное обязательство перед кредитором возникает из гражданско-правовых сделок вследствие причинения вреда, неосновательного обогащения. Обязательными платежами являются налоги, сборы и иные обязательные взносы.

Если обратиться к основным целям института банкротства, то среди них следует выделить удовлетворение интересов предпринимателей, заинтересованных в продолжении своей деятельности, кредиторов, которые заинтересованы в получении причитающегося, а также публичных интересов государства и общества, которые заинтересованы в стабильных, конкурентоспособных рыночных отношениях.

Цели и задачи всего конкурсного процесса реализуются посредством установленных законодательством процедур банкротства. Процедуры банкротства можно классифицировать на ликвидационные процедуры (направленные на прекращение должника путем его ликвидации) и реабилитационные (ориентированные на финансовое оздоровление, восстановление платежеспособности должника).

Судебная практика свидетельствует о том, что реабилитационные процедуры банкротства часто показывают свою неэффективность, и конкурсный процесс заканчивается проведением ликвидационной процедуры конкурсного производства. Это связано, прежде всего, с ненадлежащим осуществлением управления по восстановлению платежеспособности.

Процедуры банкротства, применяемые в отношении должника, представляют собой предусмотренную законодательством совокупность юридических и фактических действий, направленных на восстановление платежеспособности должника или прекращение его деятельности (ликвидацию).

Различают досудебную санкцию и судебные процедуры. Досудебная санкция включает меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства.

К судебным процедурам банкротства можно отнести: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение (применительно к должнику – юридическому лицу), реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина и мировое соглашение (применительно к должнику-гражданину).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)