Порядок и способы создания юридических лиц субъектов предпринимательского права

Основные положения, определяющие создание и государственную регистрацию юридического лица, определены в ст. 51–54 ГК РФ. Необходимо отметить, что в нормы Гражданского кодекса РФ, регулирующие порядок создания и государственной регистрации юридических лиц, в 2014 г. были внесены изменения, в том числе введена ст. 50.1 (решение об учреждении юридического лица), 53.1 (ответственность органов управления). Новеллы в части учредительных документов – типовые уставы и единые типовые уставы для учреждений (ст. 52 ГК РФ).

Ранее система законодательства о юридических лицах строилась исходя из организационно-правовой формы того или иного юридического лица, т. е. организационно-правовая форма выступала базовым элементом при построении правового режима; в настоящее же время определяющим оказывается не конкретная организационно-правовая форма, а режим публичной или непубличной корпорации.

Создание и деятельность публичных обществ регулируется преимущественно императивными нормами. Например, в публичном АО обязательно должен быть наблюдательный совет (п. 4 ст. 65.3 ГК РФ), число членов которого не может быть менее пяти.

Обязанности по ведению реестра акционеров публичного АО и исполнение функций счетной комиссии осуществляются независимой организацией, имеющей предусмотренную законом лицензию.

В публичном АО не ограничиваются: количество акций, принадлежавших одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру. Дополнительные требования к созданию и деятельности, а также к прекращению публичных акционерных обществ устанавливаются законами «Об акционерных обществах» и «О рынке ценных бумагах».

По мнению А. Эрделевского, следует ожидать, что в законодательстве о рынке ценных бумаг будут закреплены более жесткие требования к раскрытию информации для публичных обществ. Применительно к непубличным обществам Гражданский кодекс РФ с учетом изменений допускает диспозитивное регулирование, предоставляющее возможность выбора.

Кроме Гражданского кодекса РФ, отношения, возникающие в связи с созданием и государственной регистрацией юридического лица, регулируются так же нормами Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (Закона о государственной регистрации юридических лиц).

Порядок создания и деятельности отдельных видов коммерческих и некоммерческих организаций определен в нормах соответствующих федеральных законов. В указанных актах подробно прописаны содержание решения об учреждении обществ, договоров об учреждении, правила об избрании органов управления.

Отметим, что наиболее стабильны нормы федерального закона, регулирующего порядок создания и прекращения деятельности производственных кооперативов. Юридические лица создаются вновь либо образуются в результате их реорганизации. Юридические лица создаются вновь по воле их учредителей.

Учредителями считаются:

  • собственник (например, в случаях создания унитарных предприятий и учреждений);
  • будущие члены товариществ и обществ;
  • лица, вносящие имущественный вклад и впоследствии не принимающие участия в их деятельности (например, фонды).

Способы образования юридических лиц различаются в зависимости от роли и участия государственных органов в процессе их создания.

Наукой выделяются следующие способы:

  • уведомительный (явочный) порядок, по которому юридическое лицо считается созданным с момента представления в уполномоченный орган государственный власти (им является орган федеральной налоговой службы) своих учредительных документов;
  • нормативно-явочный (заявительный) порядок характеризуется тем, что юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации в налоговом органе.

Уполномоченный регистрирующий орган проверяет, соответствуют ли представленные учредительные документы и действия учредителей законодательству, и только потом регистрирует юридическое лицо. Государственный орган не вправе отказать в регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности его создания.

Это основное отличие нормативно-явочного порядка от разрешительного. Такой порядок создания юридических лиц преобладал в нашей стране до середины 2001 года. Когда необходимо получить предварительное разрешение на создание юридического лица от уполномоченных органов публичной власти, – это разрешительный порядок создания юридического лица.

До 1 июля 2002 г. для создания некоторых юридических лиц, например, таких, как банки, страховые организации, ассоциации, союзы и коммерческие организации, если суммарная стоимость активов ее учредителей (участников) превышала 100 тыс. МРОТ, применялся именно такой порядок создания. Требовалось обязательное согласие антимонопольного органа на создание юридических лиц.

Есть еще распорядительный порядок создания юридического лица, который заключается в том, что субъект создается на основании распоряжения его учредителя. Дальнейшая государственная регистрация не требуется. Такой порядок создания был характерен для юридических лиц в СССР.

С июля 2002 года используется следующий способ создания субъекта: учредителями или иными уполномоченными лицами (представителями) подаются необходимые для регистрации документы в уполномоченный государственный орган, который проверяет их наличие, а не устанавливает мотивы для создания того или иного субъекта. Юридическое лицо считается зарегистрированным с момента внесения записи о его регистрации в Единый государственный реестр юридических лиц.

В юридической литературе действующий порядок создания юридических лиц вызывает дискуссию и толкуется учеными неоднозначно. Так, существует точка зрения, по которой в настоящее время действует лишь уведомительный порядок создания юридических лиц. И. В. Елисеев считает, что, «с одной стороны, государственная регистрация юридического лица без проверки документов на соответствие закону превращается в формальную уведомительную процедуру.

Интересно
С другой стороны, закон требует обязательной регистрации юридических лиц государственными органами. В итоге существует такая система образования юридических лиц, которую однозначно нельзя отнести ни к нормативно-явочной, ни к явочной (уведомительной) системе создания».

Д. И. Дедов полагает, что «такая процедура государственной регистрации представляет собой максимально либеральный вариант явочно-нормативного способа создания юридического лица, олицетворяющий собой не только отказ от концепции регистрации как акта разрешения со стороны государства, предоставляющего частным лицам право заниматься предпринимательством и право получения субъектом статуса предпринимателя (в силу принципа экономической свободы), но и практически полное устранение вмешательства государства в процесс регистрации».

По нашему мнению, в настоящее время в России сохраняется нормативно-явочный способ создания основной массы юридических лиц, которые приобретают правоспособность с момента записи о регистрации в ЕГРЮЛ, а не с момента представления в регистрирующий орган необходимых документов.

Некоторые юридические лица, тем не менее, создаются, как и раньше, в разрешительном порядке (например, кредитные и страховые организации). Так, решение о государственной регистрации кредитных организаций принимается Центральным банком РФ, в соответствии с Инструкцией Банка России.

Статья 50.1 ГК РФ содержит положение о принятии и содержании решения об учреждении юридического лица, которое, в свою очередь, не является учредительным документом. Указанная норма устанавливает в п. 3 требования к содержанию решения об учреждении юридического лица, в частности, дополнительные требования к решению об учреждении корпоративного юридического лица.

При создании юридического лица несколькими лицами наряду с решением об учреждении юридического лица может быть предусмотрена необходимость заключения между учредителями договора о создании юридического лица, также не являющегося учредительным документом. Нормой статьи 52 ГК РФ введены институты типового и единого типового уставов.

Типовые уставы применяются для государственной регистрации юридических лиц любых организационно-правовых форм, кроме учреждений, единый типовой устав – для учреждений; разница в том, что простые типовые уставы утверждаются государственным регистрирующим органом, а единый типовой устав – учредителем или его уполномоченным органом, создающим учреждения для деятельности в определенных сферах.

Юридическое лицо может не принимать особого устава, а просто заявить, что работает на основании определенного типового устава – в таком случае сведения, индивидуализирующие такое юридическое лицо, вносятся сразу в ЕГРЮЛ.

Точно так же вправе поступить создатель учреждения – объявить, что таковое работает по им же утвержденному типовому уставу, предназначенному для регулирования деятельности учреждений определенного вида (определенной сферы).

Анализ федеральных законов, регулирующих правовое положение коммерческих организаций, показал, что этапы учреждения коммерческой организации являются едиными:

  • созыв учредителей для принятия решений по вопросу учреждения;
  • проведение первого собрания учредителей.
  • формирование уставного капитала (паевых взносов).

Решение о создании хозяйственных обществ принимается собранием его учредителей, что сказано в п. 1 ст. 9 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» п. 1 ст. 11 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Решение об учреждении юридического лица по своей правовой сущности представляет сделку одностороннюю в случае учреждения юридического лица одним учредителем и многостороннюю (т. е. учредительный договор) – при его учреждении несколькими учредителями.

Решение собраний хозяйственного общества, как и других корпораций, – это правомерное действие гражданско-правового сообщества, предусмотренное законом, в связи с которым возникают гражданские права и обязанности.

Само решение собрания, как правило, не имеет нормативного содержания, которое закрепляется в уставе юридического лица, утвержденным решением общего собрания участников (членов). Положение устава при наличии гл. 9.1 ГК РФ необходимо сопоставить с правилами о действительности решений собраний, а также с нормами о недействительности сделок.

В данных законах не определен порядок направления сообщения о проведении собрания учредителей. Такое сообщение рекомендуется направлять заказным письмом. Срок уведомления также не указан, специалисты считают, что следует максимально придерживаться правил, установленных в части информирования участников обществ о проведении общего собрания (п. 1 ст. 52 Закона об акционерных обществах, п. 1 ст. 36 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

Также указанными законами не определен порядок проведения регистрации учредителей. Специалисты считают, что необходимо, в первую очередь, осуществить проверку личности лиц, прибывших для участия в собрании. Данные лица должны поставить свою подпись в журнале регистрации.

Проведение собрания учредителей требует выбора председательствующего, который, очевидно, избирается открытым голосованием простым большинством голосов, если иное не предусмотрено договором о создании общества.

Гражданское законодательство и практика его применения определили перечень обязанностей председательствующего лица:

  • назначить лицо, которое должно составить протокол общего собрания;
  • огласить повестку дня;
  • огласить необходимую информацию;
  • организовать голосование по вопросам повестки дня;
  • представить возможность участникам собрания высказать свое мнение по вопросам, поставленным на голосование;
  • огласить результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;
  • подписать протокол общего собрания учредителей.

Следует отметить единый подход к содержанию данного решения, которое должно содержать результаты голосования по вопросам создания общества, его учредительных документов (устава), избрания органов управления.

В законах, регулирующих правовое положение хозяйственных обществ, установлены правила о количестве голосов, необходимых для принятия решения. Безусловно, решение об учреждении общества требует единогласного положительного голосования, при избрании органов управления достаточно большинства голосов учредителей – 75 %. Отметим, что подобные правила не применяются в случае учреждения общества одним лицом.

После принятия решения об учреждении общества его учредители заключают договор о его создании, обязательно в письменной форме (по законодательству об акционерных обществах и об обществах с ограниченной ответственностью).

Общие условия, которые учредители хозяйственных обществ обязаны включить в данный договор: порядок осуществления деятельности по созданию общества, размер уставного капитала, порядок оплаты доли участником.

Назначение уставного капитала хозяйственного общества – гарантия интересов кредиторов. Установлено, что в договоре о создании акционерного общества должны быть определены категории и типы акций, что определено спецификой данной организационно-правовой формы коммерческих организаций, при учреждении такого общества все его акции должны быть распределены среди учредителей.

В Законе об обществе с ограниченной ответственностью определяется минимальный размер уставного капитала – 10 тыс. руб. Оплата долей в уставном капитале такого общества может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами, либо иными правами.

Выделяют денежную форму и неденежную формы оплаты. Денежная форма оплаты осуществляется путем следующих действий:

  • перечисления или внесения денежных средств на расчетный счет зарегистрированного общества;
  • перечисления или внесения денежных средств на накопительный счет, открытый на имя создаваемого общества его учредителем;
  • передачи денежных средств учредителю общества, ответственного согласно договору о его учреждении, за формирование уставного капитала.

Неденежная форма оплаты означает следующее:

  • вклад передается в собственность создаваемого общества по акту приема-передачи;
  • вклад передается по договору о предоставлении имущества (например: лицензионный договор, договор аренды и др.) в пользование общества.

Уставом общества с ограниченной ответственностью может быть ограничен максимальный размер доли участника. Истечение установленного срока для оплаты доли является основанием для перехода такой доли к обществу.

Приведем пример из судебной практики. А. В. Калинин обратился в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Абрис-Агро» (далее – общество) о признании права собственности на долю в уставном капитале этого общества в размере 100 % и обязанности внести в ЕГРЮЛ исправительные (корректирующие записи), связанные с исполнением решения единственного участника от 28 июля 2007 г. Общество обратилось со встречным иском о признании права собственности на долю в уставном капитале общества «Абрис-Агро» в размере 50 %.

Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что 6 февраля 2006 г. решением общего собрания участников общества создано ООО «Абрис-Агро», согласно пункту 6 учредительного договора, уставный капитал которого был сформирован в сумме 10 тыс. рублей. При этом размер доли каждого участника общества – А. Л. Выщепана и А. В. Калинина – был определен в размере 50 %, а номинальная стоимость каждой доли составила 5 тыс. руб.

При учреждении общества его участниками было оплачено 50 % уставного капитала (по 2500 руб.). Государственная регистрация данного юридического лица произведена 6 февраля 2006 года, следовательно, годичный срок для формирования уставного капитала в полном объеме истек 7 февраля 2007 года.

А. В. Калинин 30 апреля 2007 года оплатил остальную часть своей доли. Рассматривая себя в качестве единоличного участника общества в связи с неполной оплатой другим учредителем своей доли, он принял решение о перераспределении перешедшей к обществу доли А. Л. Выщепана в размере 50 % уставного капитала, об утверждении новой редакции устава общества и внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ. При этом он внес в уставной капитал вклад до полной оплаты перешедшей к обществу доли.

Доводы А. Л. Выщепана сводятся к несогласию с прекращением его участия в обществе и переходом его доли в полном объеме другому лицу. Суд первой инстанции, удовлетворяя встречное требование общества, исходил из положений Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в редакции, действовавшей до изменений, внесенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 312-ФЗ).

Судом установлено, что А. Л. Выщепан в установленный законом и учредительными документами годичный срок не оплатил полностью свою долю в уставном капитале. Это обстоятельство не оспаривается и заявителем. Поскольку в уставе общества отсутствует положение, предусматривающее переход к обществу лишь части доли, пропорциональной неоплаченной части вклада, суд правомерно заключил, что неоплаченная доля А. Л. Выщепана в полном объеме перешла к обществу (п. 3 ст. 23 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Данные выводы суда первой инстанции были поддержаны судами апелляционной и кассационной инстанций и соответствуют текущей судебно-арбитражной практике (постановление ФАС Уральского округа от 21 октября 2008 г. № Ф09–7626/08–С4; постановление ФАС Центрального округа от 14 июля 2008 г. № А68–5851/07–168/16; постановление ФАС Московского округа от 24 ноября 2008 г. № КГ–А40/10707– 08; постановление ФАС Поволжского округа от 17 декабря 2008 г.
№ А65–26798/06).

Довод заявителя об оплате оставшейся части его доли не может иметь правовых последствий в целях сохранения за ним прав владельца доли, так как истечение годичного срока, установленного для полной оплаты этой доли, влечет переход ее к обществу без специального на то решения.

Интересно
Федеральный закон «Об обществах c ограниченной ответственностью» устанавливает размер ответственности общества по обязательствам учредителей общества (не может превышать одну пятую оплаченного уставного капитала, п. 6 ст. 11), что направлено на защиту интересов учредителей и, в целом, обеспечение стабильности гражданского оборота.

Кроме того, новый пункт (п. 8) ст. 11 Закона «Об ООО» содержит правило об обязательном внесении в ЕГРЮЛ сведений о размере доли каждого участника общества и ее номинальной стоимости, что направлено на обеспечение интересов потенциальных контрагентов юридического лица.

В отношении учреждения АО необходимо отметить следующее:

  • решение об учреждении общества должно содержать результаты голосования по вопросам избрания ревизионной комиссии (ревизора общества) (п. 2 ст. 9 Закона «Об АО»);
  • право учредителей утвердить аудитора общества, при этом установлено обязательное указание в решении об учреждении результатов голосования по данному вопросу (подп. 2 п. 4 ст. 9 Закона «Об АО»);
  • определен срок действия договора о создании общества (п. 5 ст. 9 Закона «Об АО»).

В Гражданском кодексе РФ содержится положение о том, что участники хозяйственного общества вправе заключить корпоративный договор, положения о котором соответственно применяются к соглашению о создании хозяйственного общества. Однако последнее из указанных правил является диспозитивным, так как установлено, что иное может быть предусмотрено законом или вытекает из существа отношений сторон такого соглашения (п. 10 ст. 67.2 ГК РФ).

Особых правил в части создания производственного кооператива, за исключением требований к содержанию его устава (п. 2 ст. 106.2 ГК РФ, ст. 5 Федерального закона от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах») в гражданском законодательстве Российской Федерации не предусмотрено.

При этом необходимо отметить, что к моменту государственной регистрации производственного кооператива его члены должны внести не менее 10 % паевого взноса, остальную часть – в течение года после государственной регистрации. В качестве паевого взноса могут быть внесены денежные средства, ценные бумаги, земельные участки и иное имущество. Законом определен и порядок оценки паевого взноса (пп. 1–3 ст. 10 Закона о ПК).

Некоммерческим организациям присущи следующие черты:

  • основная цель деятельности не связана с извлечением прибыли;
  • обладает специальной правоспособностью, т. е. может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в ее учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Ранее действующая редакция ст. 13 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусматривала, что некоммерческие организации могут быть созданы в результате ее учреждения, а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации.

В действующей редакции уточнен порядок создания некоммерческих организаций, в частности, некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения или реорганизации другой некоммерческой организации такой же организационно-правовой формы и в случаях, предусмотренных федеральными законами, в результате реорганизации в форме преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы.

Порядок принятия решения о создании бюджетного или казенного учреждения указан в п. 2 ст. 13 Закона о некоммерческих организациях. В Законе РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» определен минимальный возраст учредителей (16 лет) и минимальное их количество (5). Решение о создании потребительского общества принимается учредительным собранием.

Полномочия учредительного собрания:

  • утверждение списка пайщиков;
  • утверждение устава потребительского общества и отчета о расходовании вступительных взносов;
  • избирание органов управления и органов контроля:
  • совета потребительского общества, его председателя; ревизионной комиссии.

Перечень иных органов управления определяется в уставе потребительского общества. Как и для коммерческих организаций, установлено правило об оформлении решения учредительного собрания потребительского общества протоколом. Общим собранием потребительского общества определяются размеры вступительного и паевого взносов, при этом вступительный взнос не входит в состав паевого фонда и не возвращается при выходе пайщика из общества (ст. 22).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)