Понятие и типы социально-педагогических технологий

Понятие «технология» заимствовано педагогикой из области производства материальной продукции.

Технологию можно понимать как:

  • описание последовательности работы по изготовлению какой-либо продукции с указанием необходимого оборудования для выполнения предлагаемых операций;
  • собственно процесс выполнения работы в соответствии с описанием последовательности операций и получения итоговой продукции.

В гуманитарной сфере технология понимается как некий алгоритм действий, выполнение которого позволяет решить типичные социальные проблемы, при этом каждое выполняемое в указанном алгоритме действие является доступным для понимания и легким для выполнения. Все воспроизводимые в алгоритме действия обладают набором средств, обеспечивающих достижение цели воздействия на объект.

Предложенный взгляд на сущность технологии помогает трактовать ее как упорядоченную систему организации и реализации практической деятельности в соответствии с целью, спецификой и логикой процесса преобразования объекта или социальных отношений.

Социально-педагогические технологии находятся на стыке педагогических и социальных технологий. В связи с этим возникает необходимость разобраться в специфике указанных технологий и их объединяющих началах, их влиянии на социально-педагогическую деятельность в целом и на применяемые в рамках этой деятельности технологии работы.

Под педагогической технологией понимают систематические методы планирования, применения и оценивания всех процессов обучения и воспитания обучающихся путем использования человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения эффективности образования в целом.

Педагогическая технология опирается на определенную научную концепцию, которая содержит философское, психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Для педагогической технологии характерны:

  • логичность и взаимосвязь всех составляющих частей педагогического процесса;
  • диагностичность действий как на этапе их целеполагания, так и планирования, проектирования и реализации образовательной деятельности в целом;
  • варьирование средств и методов достижения поставленных целей, но в рамках избранной научной концепции с целью коррекции промежуточных результатов педагогической деятельности;
  • эффективность результатов педагогической деятельности и оптимальность затрат на ее применение на практике;
  • возможность применения (воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях / при решении типичных задач, другими субъектами.

Под социальной технологией подразумевают совокупность методов определения, диагностирования и преобразования социального объекта и регулирования социальных отношений с целью достижения заданного результата.

Можно встретить иную трактовку социальных технологий: это «способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбор оптимальных средств, методов их выполнения».

Технологии социальной работы являются одной из разновидностей социальных технологий, которые наиболее близки к социально-педагогическим технологиям. Под технологией социальной работы понимают практическую деятельность социального работника, которая характеризуется рациональной последовательностью использования различных
методов и средств с целью достижения качественных результатов труда.

В предложенных формулировках есть базовые характеристики, свойственные обеим разновидностям технологий:

  • наличие прогнозируемого результата действий (в виде идеала преобразуемого объекта);
  • наличие комплекса методов и процедур выполняемых действий;
  • воздействие на объект предполагает наличие обратной связи с объектом, что требует гибкости в применении технологической цепочки действий.

Основываясь на этих сходных чертах, обозначим социально-педагогическую технологию как систему последовательных действий, применяемых профессионалом в отношении объекта социально-педагогической деятельности для решения конкретной социально-педагогической задачи с заранее спланированным результатом.

Эффективность применения социально-педагогических технологий будет зависеть от соблюдения нескольких требований к организации деятельности профессионала:

  • необходимо знать условия/факторы, влияющие на деятельность специалиста с клиентом, продумать способы получения обратной связи от клиента;
  • следует детально определить конечный результат деятельности субъекта социально-педагогической деятельности;
  • нужно разделить процесс взаимодействия субъекта и объекта социально-педагогической деятельности на последовательные взаимосвязанные этапы;
  • следует поэтапно выполнять определенные действия в рамках используемой технологии;
  • важно однозначно трактовать выполняемые процедуры и операции, включенные в технологию.

Как для предыдущих двух разновидностей технологий (педагогических и социальных), для социально-педагогических технологий свойственно наличие единых процедурных этапов.

Их можно сформулировать следующим образом:

  • формулирование цели воздействия на основе сбора информации и определения проблемы;
  • выработка и выбор способов воздействия;
  • организация воздействия;
  • оценка и анализ результатов воздействия.

Итак, внедрение в социально-педагогическую деятельность технологического подхода к организации процессов взаимодействия, по мнению как ученых, так и практических работников, призвано решать проблемы социально-педагогического характера наиболее эффективным способом с оптимальными затратами времени и ресурсов.

Существует достаточно большое разнообразие социально-педагогических технологий, однако все их можно разделить на общие и частные социально-педагогические технологии. Краткая характеристика данных типов технологий представлена в таблице 2.

Понятие и типы социально-педагогических технологий

Предложенная характеристика социально-педагогических технологий позволяет сделать некоторые выводы.

Во-первых, частные технологии имеют подчиненный характер, их проведение соответствует принципам реализации общих социально-педагогических технологий. К частным технологиям прибегают в том случае, когда необходимо детализировать отдельные аспекты исследуемых явлений.

Во-вторых, успешность реализации как общих, так и частных технологий зависит от уровня подготовленности специалиста, его опыта работы и мастерства, а также от умения выделять приоритеты в рамках решаемых задач.

В-третьих, общие и частные социально-педагогические технологии могут быть целевого и комплексного назначения, при реализации которых могут быть задействованы специалисты иных или смежных отраслей.

В-четвертых, объект общих социально-педагогических технологий чаще всего представлен расширенной группой лиц/явлений.

Объект частных социально-педагогических технологий всегда более конкретен.

Представленные выше технологии могут быть реализованы на трех уровнях:

  • на управленческом уровне (реализация задач на конкретной социальной территории в виде обновления связей и функций наличных социальных институтов);
  • на групповом уровне (реализация задач в рамках функционирования определенного социального института);
  • на индивидуальном уровне (реализация задач в конкретной практической деятельности с конкретным человеком конкретным специалистом).

Как правило, первый уровень осуществляется с применением преимущественно общих социально-педагогических технологий. В зависимости от специфики решаемой социально-педагогической задачи на втором и третьем уровнях могут применяться как общие, так и частные социально-педагогические технологии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)