Понятие и типы социально-педагогических технологий
Понятие «технология» заимствовано педагогикой из области производства материальной продукции.
Технологию можно понимать как:
- описание последовательности работы по изготовлению какой-либо продукции с указанием необходимого оборудования для выполнения предлагаемых операций;
- собственно процесс выполнения работы в соответствии с описанием последовательности операций и получения итоговой продукции.
В гуманитарной сфере технология понимается как некий алгоритм действий, выполнение которого позволяет решить типичные социальные проблемы, при этом каждое выполняемое в указанном алгоритме действие является доступным для понимания и легким для выполнения. Все воспроизводимые в алгоритме действия обладают набором средств, обеспечивающих достижение цели воздействия на объект.
Социально-педагогические технологии находятся на стыке педагогических и социальных технологий. В связи с этим возникает необходимость разобраться в специфике указанных технологий и их объединяющих началах, их влиянии на социально-педагогическую деятельность в целом и на применяемые в рамках этой деятельности технологии работы.
Педагогическая технология опирается на определенную научную концепцию, которая содержит философское, психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Для педагогической технологии характерны:
- логичность и взаимосвязь всех составляющих частей педагогического процесса;
- диагностичность действий как на этапе их целеполагания, так и планирования, проектирования и реализации образовательной деятельности в целом;
- варьирование средств и методов достижения поставленных целей, но в рамках избранной научной концепции с целью коррекции промежуточных результатов педагогической деятельности;
- эффективность результатов педагогической деятельности и оптимальность затрат на ее применение на практике;
- возможность применения (воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях / при решении типичных задач, другими субъектами.
Под социальной технологией подразумевают совокупность методов определения, диагностирования и преобразования социального объекта и регулирования социальных отношений с целью достижения заданного результата.
Технологии социальной работы являются одной из разновидностей социальных технологий, которые наиболее близки к социально-педагогическим технологиям. Под технологией социальной работы понимают практическую деятельность социального работника, которая характеризуется рациональной последовательностью использования различных
методов и средств с целью достижения качественных результатов труда.
В предложенных формулировках есть базовые характеристики, свойственные обеим разновидностям технологий:
- наличие прогнозируемого результата действий (в виде идеала преобразуемого объекта);
- наличие комплекса методов и процедур выполняемых действий;
- воздействие на объект предполагает наличие обратной связи с объектом, что требует гибкости в применении технологической цепочки действий.
Основываясь на этих сходных чертах, обозначим социально-педагогическую технологию как систему последовательных действий, применяемых профессионалом в отношении объекта социально-педагогической деятельности для решения конкретной социально-педагогической задачи с заранее спланированным результатом.
Эффективность применения социально-педагогических технологий будет зависеть от соблюдения нескольких требований к организации деятельности профессионала:
- необходимо знать условия/факторы, влияющие на деятельность специалиста с клиентом, продумать способы получения обратной связи от клиента;
- следует детально определить конечный результат деятельности субъекта социально-педагогической деятельности;
- нужно разделить процесс взаимодействия субъекта и объекта социально-педагогической деятельности на последовательные взаимосвязанные этапы;
- следует поэтапно выполнять определенные действия в рамках используемой технологии;
- важно однозначно трактовать выполняемые процедуры и операции, включенные в технологию.
Как для предыдущих двух разновидностей технологий (педагогических и социальных), для социально-педагогических технологий свойственно наличие единых процедурных этапов.
Их можно сформулировать следующим образом:
- формулирование цели воздействия на основе сбора информации и определения проблемы;
- выработка и выбор способов воздействия;
- организация воздействия;
- оценка и анализ результатов воздействия.
Итак, внедрение в социально-педагогическую деятельность технологического подхода к организации процессов взаимодействия, по мнению как ученых, так и практических работников, призвано решать проблемы социально-педагогического характера наиболее эффективным способом с оптимальными затратами времени и ресурсов.
Существует достаточно большое разнообразие социально-педагогических технологий, однако все их можно разделить на общие и частные социально-педагогические технологии. Краткая характеристика данных типов технологий представлена в таблице 2.
Предложенная характеристика социально-педагогических технологий позволяет сделать некоторые выводы.
Во-первых, частные технологии имеют подчиненный характер, их проведение соответствует принципам реализации общих социально-педагогических технологий. К частным технологиям прибегают в том случае, когда необходимо детализировать отдельные аспекты исследуемых явлений.
Во-вторых, успешность реализации как общих, так и частных технологий зависит от уровня подготовленности специалиста, его опыта работы и мастерства, а также от умения выделять приоритеты в рамках решаемых задач.
В-третьих, общие и частные социально-педагогические технологии могут быть целевого и комплексного назначения, при реализации которых могут быть задействованы специалисты иных или смежных отраслей.
В-четвертых, объект общих социально-педагогических технологий чаще всего представлен расширенной группой лиц/явлений.
Объект частных социально-педагогических технологий всегда более конкретен.
Представленные выше технологии могут быть реализованы на трех уровнях:
- на управленческом уровне (реализация задач на конкретной социальной территории в виде обновления связей и функций наличных социальных институтов);
- на групповом уровне (реализация задач в рамках функционирования определенного социального института);
- на индивидуальном уровне (реализация задач в конкретной практической деятельности с конкретным человеком конкретным специалистом).
Как правило, первый уровень осуществляется с применением преимущественно общих социально-педагогических технологий. В зависимости от специфики решаемой социально-педагогической задачи на втором и третьем уровнях могут применяться как общие, так и частные социально-педагогические технологии.
- Методика социально-педагогической экспертизы
- Технология социального посредничества
- Методики организации досуговой деятельности
- Методика и технология работы социального педагога
- Технология целевого программирования
- Методика организации социально-педагогического комплекса
- Методика диагностики микросреды
- Методика диагностики семьи
- Методика диагностики личности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу