Объекты и субъекты социально-педагогической деятельности

Социально-педагогическая деятельность — это педагогическая деятельность, направленная на социальную защиту ребенка (подростка) и оказание ему помощи в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе; на организацию его обучения, реабилитацию и адаптацию.

Предложенная трактовка понятия содержит в себе следующие ключевые аспекты:

  1. Социально-педагогическая деятельность обладает собственным субъектом и объектом.
  2. Социально-педагогическая деятельность предполагает наличие у субъекта деятельности педагогического знания и опыта взаимодействия с объектом его профессионального труда.
  3. Социально-педагогическая деятельность отличается от обычного понимания педагогической деятельности, так как направлена на социализацию ребенка (подростка) в виде реализации мер по его адаптации в микро- и мезоуровнях, его социального воспитания/обучения и реабилитации.
  4. Основной упор в работе с ребенком (подростком) делается на формирование, корректировку его отношений к социальному окружению, а также защиты прав и интересов ребенка (подростка).

В данном разделе остановимся на уточнении, что является объектом и субъектом социально-педагогической деятельности.

Возвращаясь к трактовке понятия социально-педагогической деятельности, укажем, что ключевым субъектом деятельности является в первую очередь педагог (воспитатель, классный руководитель, куратор группы, социальный педагог), который непосредственным образом организует и реализует взаимодействие с воспитанником для решения педагогических задач в условиях ограничения социальных возможностей или кризисных для ребенка (подростка) жизненных ситуаций.

Чаще всего субъектом социально-педагогической деятельности выступает не только отдельный специалист, но и группа специалистов, решающих социально-педагогические проблемы отдельной личности или группы. В связи с этим субъект указанной деятельности может трактоваться как совокупность субъектов, должностных лиц, штатно выполняющих
социально-педагогическую работу. В этом случае следует говорить о социальном педагоге как ведущем субъекте деятельности.

Вместе с тем под субъектом социально-педагогической деятельности может подразумеваться совокупность субъектов / должностных лиц, которые частично задействованы в выполнении отдельных функций социально педагогической деятельности в интересах детей и подростков в рамках своих обязанностей.

Тогда таких субъектов социально-педагогической деятельности обозначают сопутствующими, и осуществляют они эту работу внештатно (по совместительству).

В учебной литературе выделяют три группы субъектов социально-педагогической деятельности:

  • Первая группа именуется ведущей и включает в себя социальных педагогов, социальных работников, педагогов, которые начинают первыми осуществлять поиск причин кризисных ситуаций детей (подростков) и способов их разрешения. К указанным специалистам примыкают социально-педагогические центры системы социальной защиты детей и подростков, государственные органы власти.
  • Вторая группа — это учреждения, организации и специалисты здравоохранения, внутренних дел, социальной защиты, спорта, культуры и общественные организации. Часто данную группу субъектов социально-педагогической деятельности обозначают сопутствующей, так как они подключаются к решению проблем детей и подростков в соответствии с их полномочиями.
  • Третья группа субъектов оказывают косвенное влияние на реализацию ведущими специалистами /учреждениями, организациями задач социальной помощи детям и подросткам (финансово-экономические организации, учреждения пищевой и легкой промышленности и т. д.).

Сделаем краткий вывод о том, что субъекты социально-педагогической деятельности:

  • либо включаются в отношения с ребенком (подростком) с целью преобразования трудной жизненной ситуации (ведущая группа субъектов);
  • либо осуществляют поддержку и сопровождение ребенка (подростка) (свойственно для второй и третьей группы
  • субъектов).

В науке наряду с выделением субъектов деятельности осуществляется уточнение объектов деятельности, т.е. уточнение тех лиц, условий, обстоятельств, на которые направлены основные действия субъекта. Как явствует из определения социально-педагогической деятельности, базовым объектом социально-педагогической деятельности считаются дети и подростки (молодежь).

Признавая неоспоримость того факта, что непосредственным объектом социально-педагогической деятельности являются дети и подростки, поскольку ведущие и сопутствующие субъекты деятельности организуют свою профессиональную работу именно с этой группой населения, все же необходимо учитывать и то, что данный объект деятельности наделен активностью и отвечает на все совершаемые по отношению к нему действия и педагогические влияния. В соответствии с этим логично выделить дополнительную группу субъектов деятельности, которые становятся таковыми в силу организуемого социально-педагогического взаимодействия.

К ним отнесем:

  • детей (подростков), жизненная ситуация которых осложнена проблемой;
  • значимых людей из ближайшего социального окружения детей (подростков), чье поведение/действие или бездействие может или вызывает кризисные ситуации в жизни детей (подростков);
  • несовершеннолетних группы риска: дезадаптанты, девианты, делинквенты, выходцы из семей мигрантов (репатриантов, беженцев, вынужденных переселенцев), безработных, малоимущих, из семей с высоким
    уровнем достатка, дети-сироты, безнадзорные дети, одаренные дети, дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья.

Вернемся к вопросу о том, что следует считать объектом социально-педагогической деятельности. Следует отметить, что на данный момент в педагогике, в том числе и социальной педагогике, остаются разногласия по этому вопросу. В связи этим попробуем систематизировать все объекты социально-педагогической деятельности. Данная систематизация основана
на том, с чем чаще всего практические работники имеют дело при решении вопросов, связанных с удовлетворением интересов детей и подростков.

Итак, объектами социально-педагогической деятельности являются:

  • Социально-педагогические риски. Под подобными рисками понимают ситуативную характеристику деятельности, предполагающую неопределенность результата социально-педагогической деятельности в связи с наличием нежелательных социально и/или педагогически неприемлемых, угрожающих жизни, здоровью, полноценной социализации личности факторов и последствий. Снизить уровень данных рисков возможно при условии учета и регулирования перечисленных негативных факторов и последствий.
  • Социальная проблема или трудная (кризисная) жизненная ситуация, с которой сталкивается ребенок (подросток) или различные категории малых социальных групп (семья, коллектив).

Вслед за М. В. Шакуровой под социальной проблемой мы будем понимать социальное противоречие, осознаваемое человеком (группой) как значимое для него (нее) несоответствие между целью и результатом; оно возникает из-за отсутствия или недостатка средств достижения цели и приводит к неудовлетворению социальных потребностей. Причинами возникновения социальных проблем могут быть различия между уровнем социальных задач и собственными потенциальными возможностями либо между имеющимися социальными качествами личности и нормами оценки этих качеств социальным окружением личности.

Выделяется четыре вида социальных проблем:

  • сохранение психического здоровья детей и подростков, развитие личности , самоопределение детей и подростков;
  • нарушение прав ребенка, агрессия и насилие в семье;
  • неадекватное и девиантное поведение, дезадаптация детей и подростков в социальной среде;
  • конфликты и нездоровый морально-психологический климат в микросреде.

Ресурсы в социально-педагогической деятельности.

Под указанными ресурсами будем понимать совокупность средств и
возможностей, к которым прибегают для решения какой-либо задачи, связанной в первую очередь с критической ситуацией.

Все ресурсы делятся на внутренние и внешние. К внутренним ресурсам, как правило, относят способности и возможности человека, которыми он может воспользоваться для достижения поставленной цели (например, способность влиять на других в конкретных жизненных ситуациях или мобилизовать себя для преодоления кризиса и т. п.).

К внешним ресурсам относят ресурсы в виде социальных институтов, официальных учреждений, представителей органов государственной/муниципальной власти и реализуемые ими программы деятельности, т. е. быть официальными/формальными ресурсами.

К внешним ресурсам могут быть отнесены неофициальные/неформальные ресурсы (благотворительные организации, фонды, микросоциальное окружение).

Ресурсы социально-педагогической деятельности могут быть реально существующими и потенциальными.
Принято считать, что основным ресурсом социально-педагогической деятельности является социальный педагог, а именно — уровень его профессионализма и его личностный ресурс.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)