Понятие и содержание принципа прямого действия права Европейского Союза

Принцип прямого действия права Европейского Союза означает способность норм данной правовой системы непосредственно наделять физических и юридических лиц субъективными правами и обязанностями, которые подлежат судебной защите.

Как и в случае верховенства, речь идет о прямом действии не только учредительных документов, но и любых других источников права ЕС, в том числе издаваемых институтами Союза законодательных и других правовых актов Союза, а равно международных соглашений ЕС с третьими странами.

Таким образом, благодаря принципу прямого действия руководящие органы (институты) ЕС получают возможность непосредственно регулировать общественные отношения с участием граждан и их объединений, предоставлять им права и возлагать на них обязанности.

Именно прямое действие права ЕС (сначала права Европейских сообществ) послужило фундаментом для становления устойчивой и непосредственной правовой связи граждан государств-членов с ЕС, которая в 1992 г. была оформлена как “гражданство Союза”.

По аналогии с принципом верховенства решается вопрос и о том, кто в конкретном случае будет квалифицировать ту или иную норму как имеющую или не имеющую прямого действия. Высшим судьей в этом вопросе является судебный институт ЕС – Суд ЕС. Именно Суд ЕС определил критерии, при которых соответствующие источники права ЕС и их отдельные нормы способны к непосредственному применению (см. ниже). В случае сомнений к нему обращаются с запросами национальные судебные органы, которые в дальнейшем обязаны руководствоваться выводами, сформулированными в судебной практике Суда ЕС.

Интересно
Прямое действие могут иметь и такие нормы права ЕС, формальными адресатами которых выступают государства-члены или институты, органы, учреждения самого Союза. Закрепляя обязанности субъектов публичной власти, они в то же время в скрытом виде содержат (подразумевают) права частных лиц по отношению к государству или Союзу в целом. Следовательно, эти права тоже подлежат судебной защите, а граждане и юридические лица могут ссылаться на соответствующие нормативные предписания при рассмотрении дела в национальных судах.
В качестве примера такой ситуации можно привести ст. 157 ДФЕС, которая закрепляет принцип равноправия мужчин и женщин в вопросах оплаты труда. И в первоначальной, и в действующей редакции она формально адресована государствам-членам: “Каждое государство-член обеспечивает соблюдение принципа равенства заработной платы между работниками мужского и женского пола за одинаковую работу или за работу одинаковой стоимости”. Тем не менее Суд признал ее в 1970-е гг. в качестве нормы прямого действия. Аналогичным образом прямым действием обладают нормы нрава ЕС, устанавливающие запреты для государств-членов и других субъектов в контексте функционирования единого внутреннего рынка ЕС, например, запрет таможенных пошлин, количественных ограничений на товарооборот между государствами- членами или любых других равнозначных сборов или мер (ст. 30, 34, 35 ДФЕС).
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)