Личные и гражданские права и свободы

Личные права образуют исторически первый, самый глубокий и фундаментальный пласт в системе основных прав и свобод. Они гарантируют достоинство и свободу человека как самостоятельной личности и как субъекта гражданского общества (отсюда двойное название: личные – гражданские), считаются правами естественными, принадлежащими любому человеку от рождения и независимо от его гражданства (т.е. личные права – это права человека).

В Хартии Европейского Союза об основных правах личные (гражданские) нрава и свободы закреплены, в основном, в первых разделах: разделе I “Достоинство” и разделе II “Свободы”, нормы которых воспроизводят с некоторыми дополнениями положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Право на человеческое достоинство провозглашается в ст. 1 Хартии. Содержание данного права документ не раскрывает. Согласно разъяснениям Конвента по подготовке Хартии, которые выступают ее официальным комментарием, человеческое достоинство является общим элементом, пронизывающим содержание всех прав и свобод: “Достоинство человеческой личности не только, как таковое, является основным правом, но образует сам фундамент основных прав”. Оно “входит в содержание” всех прав, закрепленных в Хартии, и не допускает никаких посягательств, “даже в случае ограничения права”.

Важнейшей гарантией права на человеческое достоинство служит безусловный запрет пыток и бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания, установленный в одноименной статье Хартии (ст. 4), а также в ст. 3 Конвенции.

Не допускается высылка (выдача, выдворение) физического лица в иностранное государство, когда существует реальная угроза применения там к нему подобных мер (ст. 19 Хартии).

Право на жизнь – предмет следующей статьи Хартии (ст. 2). Как и право на человеческое достоинство, право на жизнь – наиболее общее и фундаментальное право человека. Его важнейшей гарантией служит запрет смертной казни, которая не может служить мерой уголовной ответственности, а равно исполняться на практике (§ 2 ст. 2 Хартии).

Запрещено также выдворение лица в иностранное государство, на территории которого существует реальная угроза применения к нему смертной казни (ст. 19 Хартии).

Поскольку ст. 2 Хартии корреспондирует Конвенции (ст. 2 и Протокол № 6), в некоторых исключительных случаях допускается ограничение права на жизнь:

  • во-первых, допускается лишение жизни, если это происходит не в качестве меры уголовной ответственности, а является результатом “абсолютно необходимого применения силы”. Перечень таких случаев исчерпывающий: защита от противоправного посягательства, т.е. необходимая оборона; законный арест или предотвращение побега задержанного; причинение смерти при подавлении бунта или мятежа (§ 2 ст. 2 Конвенции);
  • во-вторых, допускается сохранение наказания в виде смертной казни за преступления, “совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны” (ст. 2 Протокола № 6 к Конвенции).
    Протокол № 13 к Конвенции, подписанный 3 мая 2002 г. и ратифицированный всеми государствами – членами ЕС, установил полный запрет смертной казни без всяческих изъятий и оговорок.

Право на целостность личности – новое личное право, необходимость которого вызвана развитием научно-технического прогресса, особенно в сфере медицины и биологической науки (ст. 3 Хартии).

Содержание данного права закрепляется через систему специальных гарантий, в том числе обязанностей и запретов для органов публичной власти и других заинтересованных лиц (§ 2 ст. 3 Хартии), в частности:

  • обязанности проинформировать и получить согласие человека для применения к нему медицинских препаратов и процедур, а также других мер “в рамках медицины и биологии”;
  • запрета экспериментов в сфере евгеники, т.е. искусственного преобразования человеческой природы, особенно в целях осуществления отбора между людьми;
  • запрета торговли органами и частями человеческого тела в целях получения прибыли;
  • запрета репродуктивного клонирования человеческих существ, т.е. клонирования в целях искусственного размножения людей.

Право на свободу и личную неприкосновенность открывает второй раздел Хартии – “Свободы” (ст. 6). По своему содержанию оно охватывает внешнюю свободу индивида, т.е. возможность человека осуществлять свою жизнедеятельность без принуждения и вмешательства со стороны, действовать самостоятельно и по своей воле.

Допустимым ограничением права на свободу и личную неприкосновенность выступают законный арест, задержание или содержание иод стражей.

Исчерпывающий перечень оснований для применения таких мер закреплен в ст. 5 Конвенции, корреспондирующей ст. 6 Хартии.

Эти ограничения применяются:

  • как мера уголовной ответственности в случае осуждения приговором компетентного суда;
  • за невыполнение законного постановления суда или с целью обеспечить выполнение обязательства, предписанного законом;
  • как мера пресечения, если необходимо обеспечить присутствие лица перед компетентным судебным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения, а также (при наличии достаточных оснований) в целях предотвращения совершения им правонарушения или с целью помешать скрыться от правосудия;
  • в отношении несовершеннолетних в целях воспитательного надзора (принудительные меры воспитательного воздействия) или обеспечения присутствия лица перед компетентным органом;
  • как превентивная мера в отношении носителей инфекционных заболеваний, а также в отношении душевнобольных, алкоголиков, наркоманов или бродяг;
  • как превентивная мера с целью воспрепятствовать незаконному въезду лица на территорию страны, а также аналогичные меры в отношении лиц, против которых начато рассмотрение дела об их высылке или выдаче (п.”a”–”f” § 1 ст. 5 Конвенции).

Хартия (ст. 5) и Конвенция (ст. 4) также закрепляют систему гарантий права на свободу и личную неприкосновенность:

  • безусловный запрет рабства, а равно содержания людей в подневольном (крепостном) состоянии;
  • запрет принудительного или обязательного труда. Из объема данного понятия, однако, исключаются труд арестованных, задержанных или осужденных в законном порядке; военная или альтернативная ей служба; служба, необходимая в случае чрезвычайного положения или бедствий, угрожающих жизни или благополучию населению; любая работа или служба, которые входят в обычные гражданские обязанности, например, обязанность адвокатов предоставлять бесплатную юридическую помощь в предусмотренных законом случаях (§ 3 ст. 4 Конвенции);
  • запрет на торговлю людьми, которую государства – члены ЕС признают преступлением на основании специальных актов уголовного законодательства ЕС.

Предусматривая законный арест, задержание или заключение под стражу как допустимое ограничение нрава на свободу и личную неприкосновенность, Конвенция о защите прав человека и основных свобод закрепляет также специальные гарантии для арестованных или задержанных лиц.

К ним относятся:

  • незамедлительное информирование о причинах ареста и предъявляемом обвинении;
  • процедура habeas corpus, которая требует немедленно доставить задержанного или арестованного к судье или иному должностному лицу, уполномоченному законом осуществлять юрисдикционные функции. Задержанное или арестованное лицо имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста и освобождение из-под стражи, если суд признает задержание незаконным;
  • право на компенсацию жертвам незаконного задержания или ареста (§ 2–5 ст. 5 Конвенции).

Право на уважение частной и семейной жизни (ст. 7 Хартии, ст. 8 Конвенции) призвано оградить человека и его семью от неправомерного вмешательства в их личную жизнь. Кроме права на уважение частной и семейной жизни, оно включает такие важные элементы и одновременно гарантии, как неприкосновенность жилища и тайна сообщений (почтовых, телефонных, в электронной форме и т.д.).

Ограничения этих прав со стороны органов публичной власти возможны только на основании закона в интересах государственной безопасности, общественного спокойствия, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, а также для охраны здоровья, нравственности или защиты прав и свобод других лиц (§ 2 ст. 8 Конвенции).

Право на защиту персональных данных вытекает из права на уважение частной и семейной жизни и является его логическим продолжением. В данном случае речь идет о защите людей от неправомерного сбора, обработки и распространения информации об их частной жизни.

Соответствующие действия органов публичной власти должны осуществляться только в предусмотренных законом целях с согласия заинтересованного лица или в иных случаях, разрешенных законом.

Заинтересованному лицу гарантировано право на доступ к затрагивающим его данным и право на исправление содержащейся в них неточной или ошибочной информации (§ 2 ст. 8 Хартии).

Хартия также предусматривает (§ 3 ст. 8) создание независимых органов контроля за соблюдением права на защиту персональных данных. В рамках ЕС таковым выступает, прежде всего, Европейский контролер по защите данных, а также независимые должностные лица в каждом институте, органе и учреждении ЕС, действующие на основании Регламента (ЕС) № 45/2001 Европейского парламента и Совета от 18 декабря 2000 г. о защите физических лиц в отношении обработки персональных данных институтами и органами Сообщества и о свободном перемещении таких данных.

Содержание и гарантии права на защиту персональных данных подробно регулируются источниками вторичного права ЕС (в том числе вышеупомянутым регламентом), а также специальной Конвенцией Совета Европы, к которой “отсылают” бланкетные нормы законодательства ЕС (Конвенция о защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки персональных данных от 28 января 1981 г.).

Право на вступление в брак и право на создание семьи. Хартия Европейского Союза (ст. 9), а равно Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ст. 12) провозглашают это право в качестве основного права человека. Содержание и формы его реализации не раскрываются: документы “отсылают” к национальным законам государств-членов, которые регулируют осуществление этого нрава.

Свобода мысли, совести и религии призвана обеспечить человеку возможность иметь собственные убеждения и мировоззрение – религиозное или атеистическое. Содержание свободы мысли, совести и религии включает не только право иметь свои убеждения или вероисповедание, но также право изменять их и право исповедовать свою религию или убеждения, в том числе коллективно и в общественных местах (§ 1 ст. 9 Хартии, § 1 ст. 12 Конвенции).

Ограничения в отношении рассматриваемого права допускаются только на основании закона в интересах общественного спокойствия, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности, а также для защиты прав и свобод других лиц (§ 2 ст. 9 Конвенции).

В Хартии (§ 2 ст. 10) закрепляется также важная гарантия для верующих в виде права на отказ от несения воинской службы по соображениям совести.

Свобода выражения мнений и свобода информации тесно связаны с рассмотренным выше правом на свободу мысли, слова и религии. В данном случае акцент сделан на активном поведении человека по распространению своих взглядов и любой информации, т.е. свободе слова.

Содержание рассматриваемого права включает как свободу придерживаться собственного мнения по любым вопросам, так и свободу получать информацию и мнения и распространять их, в том числе в другие страны – “независимо от границ” (§ 1 ст. 11 Хартии, § 1 ст. 10 Конвенции). В содержание свободы выражения мнений и свободы информации входит также свобода массовой информации (§ 2 ст. 11 Хартии), которая распространяется и на печатные издания (“свобода печати”), и на все иные средства массовой информации, в том числе электронные.

Ограничения свободы выражения мнений и свободы информации предусмотрены Конвенцией. К ним относятся, во-первых, разрешение государствам осуществлять лицензирование предприятий в сфере телевидения, радиовещания и кинематографии; во-вторых, иные формальности, условия, ограничения и санкции, которые установлены законом в интересах государственной безопасности, а также защиты других важнейших общественных или личных благ, в том числе защиты репутации и конфиденциальности определенной информации, например коммерческой тайны (§ 2 ст. 10 Конвенции).

В свободе передвижения и проживания как личном субъективном праве необходимо различать два аспекта:

  • во-первых, свободу передвижения и проживания в пределах государственной территории отдельной страны. В государствах – членах ЕС она закрепляется положениями национальных конституционных актов и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (ст. 2 Протокола № 4 к Конвенции). Правом ЕС данный аспект свободы передвижения не регулируется, кроме передвижения граждан одного государства-члена по территории другого государства-члена. В частности, право свободно передвигаться по территории другого государства-члена в целях трудоустройства гарантировано для работников-мигрантов (п. “Ь” § 3 ст. 45 ДФЕС);
  • во-вторых, свободу передвижения и проживания в пределах территории ЕС в целом. В данном случае речь идет о праве заинтересованного лица свободно выезжать в другие государства – члены ЕС или переселяться в них на постоянное место жительства.

Право па свободное передвижение и проживание первоначально сформировалось в рамках общего рынка ЕЭС для субъектов экономической деятельности (наемные работники, предприниматели и другие лица, занимающиеся индивидуальной экономической деятельностью). В 1992 г. оно было закреплено в качестве основного права всех граждан Союза независимо от осуществляемой ими деятельности (ст. 21 ДФЕС). Это право воспроизводит Хартия ЕС об основных правах 2000 г.

Согласно ее ст. 45, содержащейся в разделе V “Гражданство”: “Каждый гражданин Союза имеет право свободно передвигаться и проживать на территории государств-членов”. Из процитированной нормы видно, что право свободно передвигаться и проживать на всей территории ЕС, в отличие от рассмотренных выше личных прав, есть право гражданина ЕС, а не право любого человека.

Для граждан третьих стран и апатридов декларируется лишь возможность предоставления им аналогичного права: “В соответствии с Договорами свобода передвижения и проживания может предоставляться гражданам третьих стран, которые законно проживают на территории какого-либо государства-члена” (§ 2 ст. 45 Хартии). Такая возможность в настоящее время предоставлена, в частности, членам семьи граждан ЕС и, с рядом ограничений, обладателям единой (Шенгенской) визы, действительной во всем Шенгенском пространстве.

Хартия закрепляет важную гарантию свободы передвижения и проживания, которая распространяется па все его аспекты и на всех людей (в том числе граждан третьих стран), – запрет коллективной высылки, т.е. высылки иностранцев, производимой в массовом порядке (§ 1 ст. 19 Хартии). Аналогичная гарантия предусмотрена ст. 4 Протокола № 4 к Конвенции и ст. 1 Протокола № 5 к Конвенции, который устанавливает принципы рассмотрения дел о высылке иностранцев.

Конвенция также запрещает государствам-участникам высылать собственных граждан и не впускать их на родину после возвращения из-за рубежа (ст. 3 Протокола № 4).

Право на убежище. Право получить убежище на территории государств – членов ЕС признается в качестве основного права личности ст. 18 Хартии. В соответствии с Хартией его содержание определяется главным международным документом в этой области – Женевской конвенцией о статусе беженцев 1951 г. и Протоколом к ней от 31 июля 1967 г., участниками которых являются все государства – члены ЕС.

Реализация права на убежище в ЕС также происходит в соответствии с “общей европейской системой предоставления убежища”, которая вводится законодательством ЕС в контексте создания пространства свободы, безопасности и правосудия.

В отличие от большинства других прав, закрепленных в Хартии, право на убежище имеет специального субъекта. Носителями этого права выступают иностранные граждане или апатриды, которые в своей стране проживания подвергаются или могут стать жертвой преследования по политическим, расовым и иным мотивам.

Как правило, лица, ходатайствующие о предоставлении убежища, – это выходцы из третьих стран, т.е. стран, не входящих в Союз. Теоретически правом на убежище обладают и граждане государств-членов (граждане Союза), которые могут обращаться с соответствующей просьбой к другим государствам-членам.

Интересно
Однако реализация рассматриваемого права для союзных граждан весьма осложнена. В соответствии со специальным протоколом к учредительным документам (Протокол о праве на убежище для граждан государств – членов Европейского Союза), который был подписан вместе с Амстердамским договором 1997 г„ государства-члены в отношении друг друга признаются как страны происхождения, безопасные во всех вопросах, касающихся предоставления убежища.

Согласно указанному Протоколу ходатайство о предоставлении убежища гражданину одного государства – члена ЕС на территории другого подлежит удовлетворению только в исключительных обстоятельствах, например, в период войны или чрезвычайного положения или в случае введения против соответствующего государства-члена санкций за систематическое и устойчивое нарушение ценностей Союза.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)