Понятие и содержание принципа верховенства права Европейского Союза

Принцип верховенства (примата) права Европейского Союза означает, что нормы этой правовой системы имеют большую юридическую силу, чем нормы правовых систем государств-членов.

Интересно
Данный принцип имеет универсальное содержание в том смысле, что он охватывает любые нормы и источники двух правовых систем, которые могут находиться в противоречии друг с другом. Безусловное верховенство на территории ЕС имеют не только учредительные документы ЕС, которые все государства-члены подписали и ратифицировали в установленном порядке, но также регламенты, директивы, другие юридически обязательные акты институтов, органов, учреждений ЕС – даже в том случае, если конкретное государство отказалось одобрить проект документа и, например, через своего представителя в Совете ЕС голосовало “против”.
В этом заключается одно из отличий принципа верховенства права ЕС от аналогичного принципа, который закрепляется ныне в большинстве государств (включая Россию) в отношении международного права. Верховенством, как правило, наделяются не все международно-правовые нормы, а лишь содержащиеся в общепризнанных принципах международного права и международных договорах, на обязательность которых конкретное государство официально дало свое согласие.

При этом в некоторых странах (например, в США) закон, изданный позднее международного договора, приобретает более высокую юридическую силу. В ЕС такое положение исключается: независимо от времени принятия источники права ЕС и содержащиеся в них юридические нормы имеют приоритет над национальным правом, даже если законы или иные правовые акты государств-членов приняты позже.

Еще одно важное отличие заключается в механизме реализации принципа верховенства, соответственно, международно-правовых и наднациональных норм.

Принцип приоритета международного права устанавливают сами государства в своих конституциях и теоретически путем пересмотра основного закона могут от него отказаться (в современных условиях это, правда, крайне нежелательно и маловероятно). Контроль за соблюдением данного принципа осуществляют, прежде всего, национальные суды.

Именно в органах правосудия самих государств, как правило, обнаруживаются противоречия между внутренними и международно-правовыми нормами.

Суверенные государства, таким образом, самостоятельно решают вопрос о соотношении своего внутреннего права с международным и обеспечивают верховенство последнего через свои собственные судебные органы. Выявление и устранение противоречий национального и международного нрава осуществляют сами государства. Иная ситуация в Европейском Союзе.

Принцип верховенства его правовой системы был установлен самим Союзом в лице его судебного института – Суда ЕС. Последний является высшей инстанцией при решении вопроса об устранении противоречий между внутригосударственным и союзным правом. Положение дел в ЕС, таким образом, более сходно с ситуацией в федеративном государстве, где именно федеральные суды решают споры о соответствии актов субъектов федерации общегосударственному праву. Суд ЕС отсюда выступает в роли “верховного” или “конституционного” суда ЕС.
Из принципа верховенства нрава ЕС вытекает ряд следствий, имеющих важное значение для повседневной практики органов правосудия государств-членов.

Во-первых, если одно и то же правоотношение урегулировано нормами права ЕС и национального права и эти нормы не соответствуют друг другу, то национальный суд или иной юрисдикционный орган вправе и обязан при необходимости “отложить в сторону” положение национального закона или другого правового акта и вынести решение на базе источника права ЕС.

Во-вторых, национальные суды и трибуналы должны осуществлять толкование норм внутригосударственного права в соответствии с нормами права Союза (так называемая “обязанность лояльной интерпретации национального права в свете буквы и цели права Сообщества”, ныне Союза, выведенная Судом ЕС из принципа верховенства в 1980-е гг.). Это необходимо для того, чтобы по возможности избежать возникновения новых противоречий, а также чтобы обеспечить большую согласованность, “гармонию” двух правовых систем.

В-третьих, на практике время от времени возникает ситуация, когда правовые акты институтов, органов, учреждений Союза вступают в противоречие с учредительными документами ЕС, играющими для ЕС роль “конституции”. Столкнувшись с подобного рода внутренней коллизией, национальный суд не вправе сам осуществлять функции “конституционного суда” ЕС. Он должен приостановить процесс и направить запрос в Суд ЕС.

По итогам рассмотрения запроса последний может признать правовой акт ЕС недействительным, а национальный суд, соответственно, должен будет также “отложить его в сторону” и разрешить дело па базе положений учредительных документов ЕС.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)