Понятие и сущность компетенции Европейского Союза
Осуществляя правовое регулирование общественных отношений с участием государств-членов, физических и юридических лиц, Европейский Союз также подчинен в своих действиях нормам права.
Он может это делать лишь тогда, когда является “компетентным”, т.е. обладает компетенцией в соответствии со своими учредительными документами.
Компетенция ЕС складывается из двух взаимосвязанных элементов:
- с одной стороны, предметы ведения – различные сферы общественной жизни, в отношении которых ЕС может принимать меры, в том числе издавать правовые акты. Знание предметов ведения (предметной компетенции) дает возможность лучше уяснить предмет регулирования права ЕС, ибо он, как правило, не может выходить за рамки тех областей, которые подведомственны ЕС;
- с другой – полномочия – права и обязанности ЕС в подведомственных ему сферах общественной жизни. Как и в любой организации, полномочия Союза осуществляют его руководящие органы – институты ЕС.
Итак, компетенция Европейского Союза – это совокупность его предметов ведения и полномочий. По своему характеру она является властной компетенцией (компетенцией публичной власти), так как включает в себя полномочия по изданию юридически обязательных актов как для государств-членов, так и для граждан и юридических лиц.
На делегированное происхождение компетенции ЕС прямо указывает первый абзац ст. 1 базового учредительного документа организации – ДЕС: “Настоящим Договором Высокие Договаривающиеся Стороны учреждают между собой Европейский Союз (далее именуемый “Союз”), которому государства-члены предоставляют компетенцию для достижения своих общих целей”. Данная черта также возведена в разряд одного из принципов компетенции ЕС – “принцип наделения компетенцией”.
Следствием делегированного происхождения компетенции ЕС является наличие у всех государств-членов права совместно участвовать в ее реализации. Государства-члены участвуют в реализации компетенции Союза, в первую очередь, через своих представителей в межправительственных институтах ЕС – Европейском совете, определяющем общие политические ориентиры и приоритеты, и Совете ЕС (Совете), который, в частности, осуществляет на европейском уровне законодательную функцию (совместно с Европейским парламентом, представляющим граждан Союза в целом).
Представители исполнительной, судебной власти, регионов и муниципалитетов государств-членов также входят в состав других институтов, органов, учреждений ЕС, например Совета управляющих Европейского центрального банка (ст. 283 ДФЕС); экспертного комитета, осуществляющего предварительное рассмотрение кандидатур в Суд ЕС (ст. 255 ДФЕС); отраслевых комитетов на уровне сотрудников национальных министерств, которые контролируют процесс реализации Европейской комиссией возлагаемых на нее исполнительных полномочий (ст. 291 ДФЕС), Комитета регионов – консультативного органа ЕС в составе представителей органов регионального и местного самоуправления государств-членов (ст. 300 ДФЕС) и др.
Право участвовать в реализации компетенции ЕС в настоящее время гарантировано и высшим органам законодательной власти государств-членов – национальным парламентам (ст. 12 ДЕС и Протокол о роли национальных парламентов в Европейском Союзе, приложенный к учредительным документам ЕС Лиссабонским договором).
В частности, национальным парламентам в обязательном порядке направляются проекты всех новых законодательных актов ЕС и иные документы, относящиеся к законодательной деятельности ЕС (раздел I Протокола “Информация, предназначаемая для национальных парламентов”).
По общему правилу, для высказывания своей позиции по законопроекту ЕС национальные парламенты располагают двухмесячным сроком: “Срок в восемь недель выдерживается между тем моментом, когда проект законодательного акта представляется в распоряжение национальных парламентов на официальных языках Союза и днем, когда данный проект включается в предварительную повестку дня Совета с целью его принятия или принятия но нему позиции в рамках законодательной процедуры” (ст. 4 Протокола).
Национальные парламенты также участвуют в межпарламентском сотрудничестве на уровне ЕС (раздел II Протокола “Межпарламентское сотрудничество”). Важнейшей его формой является Конференция парламентских органов, специализирующихся по делам Союза, образованная в 1989 г. под названием COSAC. Заседания Конференции проводятся не реже одного раза в полугодие. Их участниками являются члены парламентских комиссий или иных структурных подразделений национальных парламентов, занимающихся вопросами ЕС и европейской интеграции (например, делегации по делам Европейского Союза Национального собрания и Сената Франции). От каждого национального парламента на Конференцию направляется не более шести депутатов; столько же представителей направляет Европейский парламент.
В соответствии со ст. 10 Протокола: “Конференция парламентских органов, специализирующихся по делам Союза, может представлять вниманию Европейского парламента, Совета и Комиссии любые вклады [т.е. анализы, предложения], которые она сочтет уместными. Кроме того, данная Конференция содействует обмену информацией и передовой практикой между национальными парламентами и Европейским парламентом, в том числе между их специализированными комиссиями. Конференция также может организовывать межпарламентские конференции по специальным темам, в частности, для обсуждения вопросов общей внешней политики и политики безопасности, включая общую политику безопасности и обороны. Вклады конференции не имеют обязательной силы для национальных парламентов и не предрешают их позиции”.
Объем компетенции ЕС постоянно возрастал на всех этапах его истории и еще более увеличился после реформы Лиссабонского договора 2007 г. Европейское объединение угля и стали – первое из Европейских сообществ, положенных в основу Союза, – являлось организацией специальной компетенции, которая охватывала лишь две отрасли промышленности (угольную и сталелитейную). После создания в 1957 г. ЕЭС, а также Евратома предметы ведения будущей первой опоры Союза были распространены на всю экономическую систему.
Общей тенденцией эволюции компетенции Европейского Союза является ее расширение по мере развития интеграционных процессов между государствами – членами ЕС и их народами. Новым шагом в этом направлении стал Лиссабонский договор 2007 г. Он включил в компетенцию ЕС ряд новых сфер и направлений деятельности (в частности, космос, туризм, гражданскую оборону, гуманитарную помощь, энергетику). Лиссабонский договор также расширил полномочия ЕС в некоторых сферах общественной жизни, которые были включены в его компетенцию на предыдущих этапах европейской интеграции (например, в области охраны окружающей среды).
- Материальные гарантии Европейского Союза
- Процессуальные гарантии Европейского Союза
- Внесудебные механизмы защиты как институциональная гарантия Европейского Союза
- Судебная защита как институциональная гарантия Европейского Союза
- Характеристика гарантий прав и свобод человека и гражданина
- Основные обязанности человека и гражданина
- Ограничения на осуществление основных прав и свобод
- Виды политических прав и свобод
- Личные и гражданские права и свободы
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу