Судебная защита как институциональная гарантия Европейского Союза

Обращение в суд – гарантия и одновременно субъективное право каждого человека, которое в Хартии Европейского Союза об основных правах (ст. 47) и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 13) признано в качестве основного (“право на эффективные средства правовой защиты и на доступ к беспристрастному суду”).

Какие именно суды осуществляют защиту прав физических, а равно юридических лиц, вытекающих из норм правовой системы ЕС?

Прежде всего, это национальные суды государств-членов. Национальным судам подсудны любые дела, кроме тех, которые отнесены к юрисдикции Суда ЕС. Именно национальные суды обеспечивают защиту установленных в рамках Союза прав от нарушений со стороны частных лиц и самих государств- членов в лице любых их органов и учреждений, центральных или местных.

При рассмотрении дел национальные суды связаны нормами права ЕС, которым они обязаны отдавать приоритет перед положениями национального законодательства (в силу принципа верховенства права ЕС). В случае неясности они могут, а суды высших инстанций должны приостановить дело и направить преюдициальный запрос в Суд ЕС.

С помощью преюдициальных запросов граждане и юридические лица получают также возможность добиваться отмены актов институтов, органов и учреждений самого ЕС.

Суды ЕС обеспечивают защиту прав и свобод, нарушенных институтами и учреждениями ЕС. Исключительно им подсудны, в частности:

  • иски об аннулировании актов институтов, органов и учреждений ЕС;
  • иски из бездействия институтов, органов, учреждений ЕС; – иски о внедоговорной ответственности Союза, т.е. о компенсации убытков, причиненных институтами, органами, учреждениями ЕС или их сотрудниками;
  • иски об обжаловании штрафов, наложенных на предприятия институтами ЕС.

Правом подавать такие иски обладает любое физическое или юридическое лицо, в том числе иностранное. Процессуальная правосубъектность частных лиц в Суде ЕС, как уже известно читателю, ограничена. Они могут подавать иски об аннулировании только против таких актов, адресатами которых они являются либо которые непосредственно и индивидуально их затрагивают, а также против регламентарных актов, которые непосредственно их затрагивают и не требуют исполнительных мер (ст. 263 ДФЕС).

Сходные ограничения действуют при подаче исков из бездействия, т.е. с целью заставить институт, орган, учреждение ЕС принять необходимое решение (ст. 265 ДФЕС). Срок исковой давности по искам об аннулировании и из бездействия также весьма короткий (два месяца).

Преодолеть эти ограничения позволяет процедура косвенного обжалования, с помощью которой индивиды могут оспорить любые предписания институтов, органов, учреждений ЕС даже после истечения срока исковой давности (ст. 277 ДФЕС). Название “косвенное” обусловлено тем, что Суд ЕС рассматривает правомерность оспариваемого акта не по иску об аннулировании, а в связи с рассмотрением другого дела.

Процедура косвенного обжалования имеет два варианта.

В рамках первого варианта в деле искового производства (прямой юрисдикции), рассматриваемом Судом ЕС, любая сторона может поставить перед ним вопрос о неприменении нормативного акта, ранее изданного институтами, органами, учреждениями ЕС. Например, при обжаловании штрафа, наложенного Европейской комиссией, истец вправе предложить Суду ЕС признать незаконным регламент Совета ЕС, на основании которого наложен этот штраф.

Другой, чаще применяемый вариант, требует сначала обращения в национальный суд или иной юрисдикционный орган государства-члена. При рассмотрении дела органы правосудия государств-членов далее могут направить преюдициальный запрос в Суд ЕС с целью проверки “действительности” актов институтов, органов, учреждений ЕС.

Если Суд ЕС признает акт недействительным, то он не должен применяться как национальным судом, подавшим запрос, так и другими судами государств-членов (решение Суда ЕС выступает для них прецедентом).

Еще один судебный механизм защиты прав и свобод на территории ЕС связан с деятельностью Европейского Суда по правам человека, функционирующего в рамках Совета Европы. Этот орган, расположенный в Страсбурге, рассматривает дела только о нарушении субъективных прав, закрепленных в Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Если физическое лицо, неправительственная организация или группа частных лиц считают себя “жертвой нарушения” прав, предусмотренных в Конвенции, то они могут обратиться в Европейский Суд по правам человека, но лишь после исчерпания всех внутренних средств правовой защиты (ст. 34, 35 Конвенции).

В отличие от Суда ЕС, Европейский Суд по правам человека не имеет полномочий признавать акты органов власти недействительными или недействующими. Он только констатирует факт нарушения. Исходя из констатации Европейского Суда по правам человека, нарушителем должны быть приняты необходимые меры (отмена закона, противоречащего Конвенции, пересмотр приговоров, решений национальных судов и т.д.). Результатом рассмотрения дела в Европейском Суде по правам человека также может служить “выплата справедливой компенсации потерпевшей стороне” в размере, установленном этим судом (ст. 41 Конвенции).

Европейскому Суду по правам человека в настоящее время подсудны только жалобы на государства как “Высокие Договаривающиеся Стороны”. В дальнейшем к ним присоединится и ЕС в целом (см. 5.2).

Итак, в рамках ЕС защиту гарантированных им прав личности осуществляют три системы судов: национальные (суды государств-членов), Суд ЕС, а также Европейский Суд по правам человека, являющийся органом Совета Европы.

Подсудность дел между ними распределяется в зависимости от того, кто нарушил субъективное право человека и гражданина.

Если физическое или юридическое лицо считает себя “жертвой нарушения” основных прав, закрепленных в Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., то процедура обжалования также имеет два варианта:

  • лицо, считающее себя “жертвой нарушения” со стороны государств, должно обращаться сначала в национальные суды с правом на обращение в дальнейшем в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге;
  • лицо, считающее себя “жертвой нарушения” со стороны институтов, органов, учреждений ЕС, обращается сначала в Суд ЕС. После присоединения ЕС к Конвенции о защите прав человека и основных свобод он получит право на дальнейшее обжалование в Европейском Суде по правам человека.

Если нарушитель – другое физическое или юридическое лицо либо государство-член, то надлежит обращаться в национальный суд, который при необходимости может, а суд высшей инстанции – обязан направить запрос в Суд ЕС. Если нарушитель – ЕС или его институты, органы и учреждения, то иски подаются непосредственно в Суд ЕС.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)