Понятие и признаки правоотношений в сфере образования

В обществе существуют различные виды отношений: экономические, политические, моральные, религиозные, наиболее значимые из них требуют юридического закрепления, то есть создания правовых норм, регламентирующих поведение людей, вступивших в различные социальные связи.

В самом общем виде, правоотношения – это фактические общественные отношения, урегулированные нормами права. Становясь правовыми, образовательные отношения и отношения в сфере образования приобретают ряд определенных признаков и свойств. Во-первых, правоотношения в сфере образования возникают, изменяются и прекращаются только на основе правовых норм.

Речь идет не только о международных документах и внутригосударственных нормативных правовых актах различного уровня, которые закрепляют право человека и гражданина на образование. В правоотношении субъективные права, юридические обязанности и ответственность участников конкретизируются в договорах различного вида (например, договор об образовании, договор об оказании образовательных услуг, договор между учредителем и муниципальным образовательным учреждением и др.), которые, в свою очередь, являются одним из оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношений в сфере образования.

Во-вторых, правоотношение в сфере образования – это, как минимум, двусторонняя связь между субъектами, выражающаяся во взаимном содействии и взаимном контроле. С точки зрения собственно образовательных отношений данная связь не может быть в полной мере равноправной, что обусловлено спецификой педагогических отношений. Педагогический работник и обучающийся заведомо находятся не в равных условиях.

Педагог имеет право требовать добросовестного отношения к учебе, выполнения обучающимся предъявляемых к нему требований, а обучающийся обязан их выполнять. Педагог также имеет право применять к обучающемуся меры педагогического воздействия, которые призваны обеспечить эффективность образовательного процесса в случае отсутствия мотивации к обучению у учащегося.

Интересно
Следует также заметить, что образовательный процесс основан на принципе педагогического сотрудничества, предполагающего активное участие и заинтересованность во взаимодействии педагога и обучающегося, субъекты зависят друг от друга, так как добиться желаемого результата, а именно получения образования, они могут, только содействуя друг другу.

С точки зрения права в правоотношении в сфере образования определяются права и обязанности субъектов, их взаимное поведение. Предположим, что обучающийся имеет среднее профессиональное образование по той же специальности, которую он выбрал для дальнейшего обучения. Следовательно, поступая в высшее учебное заведение, он имеет право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе на ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы (п. 3 ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в РФ»). А образовательная организация, в свою очередь, обязана помочь обучающемуся его право реализовать.

В-третьих, правоотношения в сфере образования носят волевой характер. Стороны должны проявить инициативу, для того чтобы достичь определенных ими целей. Например, каждый родитель решает, нужно ли его ребенку посещать детский сад, и, в случае необходимости, проходит процедуру устройства ребенка в дошкольное учреждение.

Впоследствии родители выбирают школу, в которой будет учиться их ребенок, или отдают предпочтение форме семейного образования. Несовершеннолетний, получивший основное общее образование, и лицо, достигшее возраста восемнадцати лет, самостоятельно выбирают форму получения образования и форму обучения, определяются со специальностью/направлением обучения. Все это действия, требующие от сторон определенных интеллектуальных усилий и волевых действий.

Интересно
Сам образовательный процесс предполагает активное участие обучающихся в достижении определенного уровня образования.В-четвертых, правоотношения в сфере образования всегда охраняются государством.Государство является третьей стороной в любом виде правоотношений, оно оказывает содействие сторонам в реализации их прав и обязанностей. Прежде всего, государство обеспечивает и защищает право человека и гражданина на образование, создает правовые, экономические и финансовые условия для свободного функционирования и развития системы образования.

Также участники правоотношения в сфере образования, в случае нарушения их прав или возникновения споров, имеют право обращаться в органы управления образовательной организацией, в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в органы местного самоуправления, в органы государственной власти субъектов Федерации, федеральные государственные органы и судебные органы за защитой своих прав и законных интересов.

В-пятых, правоотношения в сфере образования отличаются индивидуализированностью субъектов. Лицо, которое обладает определенными юридическими качествами (правоспособностью, дееспособностью), может стать участником правоотношения.
Причем для участников правоотношений в сфере образования этот набор качеств возникает благодаря различным обстоятельствам, поэтому для каждого субъекта существуют свои требования и условия существования в образовательном правоотношении.

В частности, для того чтобы стать учеником начальной школы, необходимо достичь определенного возраста: от шести лет и шести месяцев до восьми лет (ч. 1 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в РФ»), педагогическим работникам необходимо наличие педагогического образования (ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об образовании в РФ»), образовательной организации необходимо получение лицензии на осуществление образовательной деятельности (ст. 91 Федерального закона «Об образовании в РФ») и т.д.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)