Международное сотрудничество в сфере образования

Сегодня одной из особенностей развития современной общественной жизни является межгосударственная интеграция, затрагивающая не только политические и экономические отношения, но также отношения в культурной сфере, в частности, в сфере образования.

Взаимодействие государств в области образования становится более динамичным, проявляют себя новые тенденции такого взаимодействия, появляются новые формы и направления сотрудничества. Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий влечет за собой изменения в образовательном процессе и, как следствие, в особенностях международного взаимодействия в области образования.

В частности, растут масштабы международной торговли образовательными услугами, возникают новые явления, например,транснациональное образование, что также связано с рядом проблем правового характера, требующих своего разрешения.

Продолжает развиваться сотрудничество в сфере образования государств–участников СНГ, расширяются направления сотрудничества, заключаются новые международные соглашения, развивается институционная структура сотрудничества. Это вызывает необходимость разрешения возникающих в процессе сотрудничества вопросов, в частности, с целью повышения его эффективности.

Право на образование как правовая основа сотрудничества государств в сфере образования. В научной литературе выделяют следующие объективные факторы, вызывающие необходимость сотрудничества государств в сфере образования.

Эти факторы можно разделить на несколько групп:

  1. Первую группу составляют социально-экономические факторы. Процессы глобализации вызывают необходимость межгосударственного сотрудничества в сфере образования с целью обмена опытом для развития экономического, социального, культурного и интеллектуального потенциала государств.
  2. Вторую группу составляют политические факторы. Межгосударственное сотрудничество по вопросам образования является существенным средством установления дружественных отношений между государствами.
  3. Третью группу составляют идеологические факторы, поскольку каждое государство заинтересовано в распространении своей национальной культуры, в том числе и через образование.
  4. Четвертую группу образуют академические факторы. Образование и наука по своей природе интернациональны и поэтому должны быть открыты для свободного обмена знаниями и опытом.
  5. Пятую группу образуют правовые факторы, то есть юридическое закрепление на международном уровне права человека на образование.

Основы международных стандартов права на образование сформулированы в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека и ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

В этих документах оговариваются условия полного осуществления права на образование: обязательное и бесплатное начальное образование для всех; доступность среднего, профессионально-технического и высшего образования; свобода родителей выбирать школы для своих детей и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии с собственными убеждениями. Отдельные лица и учреждения имеют право создавать частные учебные заведения и руководить ими только при условии соответствия образования в них минимуму требований, установленных государством.

Интересно
Международно-правовые нормы устанавливают также приоритетные цели образования: полное развитие человеческой личности и ее достоинства, уважение к правам и свободам человека, необходимость образования, создание возможностей быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями, этническими и религиозными группами.

В свою очередь, Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования направлена на предоставление всем равенства возможностей в получении образования «без всякого различия, исключения, ограничения или предпочтения по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения».

Для этого государства обязуются:

  1. сделать начальное образование обязательным и бесплатным; среднее – общедоступным, а высшее – доступным на основе полного равенства и в зависимости от способностей каждого;
  2. обеспечить во всех государственных заведениях равной ступени одинаковый уровень образования и качества обучения;
  3. поощрять получение и повышение образования; обеспечить подготовку к преподавательской профессии.

Таким образом, нормы международных стандартов, закрепляющие право на образование и гарантии его предоставления, являются важнейшей правовой основой сотрудничества государств в сфере образования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)