Правовое регулирование отношений в сфере общего образования

Современное общество невозможно представить без системы общего образования, которое во многом является основой социализации человека, а подчас становится фактически залогом его выживания сегодня.

В самом термине «общее образование» заложен глубокий смысл. Под общим образованием понимается вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования. В обыденном сознании мы связываем получение общего образования со школой.

На Руси в широкий обиход слово «школа» вошло начиная с XIV века, хотя известно, что уже в первой половине XI века существовали дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде. О создании единой внесословной системы образования размышляли Петр Первый, Екатерина Великая, Александр Первый.

Законодательно же общедоступность и внесословность начального общего образования были закреплены лишь в 1864 году введением «Положения о начальных училищах». В результате преобразований после революции 1917 года школа становится не только единой и трудовой, но в советском законодательстве получают закрепление такие принципы, как общедоступость, общеобязательность и бесплатность общего образования. С тех пор прошло почти столетие.

Статья 43 Конституции Российской Федерации закрепила основополагающие для образовательного права нормы: «Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях». Что же сегодня представляет собой система общего образования в России?

Глава 7 Федерального закона «Об образовании в РФ» регламентирует структуру общего образования, которая состоит из четырех уровней:

Действующее законодательство об образовании достаточно подробно останавливается на целях, которые должны быть достигнуты на каждой из ступеней общего образования. Обратим внимание, что еще недавно дошкольное образование не рассматривалось в качестве ступени общего образования. Сегодня же оно является частью общего образования, а также имеет законодательно определенную цель: дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Интересно
Начальное, основное и среднее общее образование являются обязательными уровнями образования, каждый из них имеет определенную цель. Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).

Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).

Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

То есть минимальный уровень – окончание девяти классов школы. Могут ли быть исключения? В каких случаях обучающийся может быть отчислен из школы, не закончив основное общее образование?  Законодательство об образовании предусматривает два таких основания. Во-первых, это может быть добровольное решение обучающегося (по достижении 15 лет) и совместное решение его родителей, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования.

Во-вторых, отчисление обучающегося допускается как мера дисциплинарного взыскания, основания и порядок применения которой уже рассматривались в § 2 главы III «Юридическая ответственность обучающегося» данного учебного пособия.

Но вернемся к тем, кто последовательно и успешно выполнил все требования, предъявляемые к обучающемуся, и теперь может смело перейти в статус выпускника школы. Выпускные экзамены прошли успешно? Получен аттестат об основном общем или среднем общем образовании? С этого момента в жизни выпускника может начаться новая страница его образования, связанная с получением образования профессионального, правовые основы получения которого будут рассмотрены в других параграфах данного учебного пособия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)