Политическая безопасность проблемы и тенденции

Политическая безопасность – составная часть, главное звено, стержень и основа национальной безопасности. Именно в политической сфере формируются важнейшие процессы, которые определяют и характеризуют устойчивость государства, его способность служить обеспечению в стране социального партнерства, гражданского мира и национального согласия. Без этого абсолютно невозможно сколько-нибудь удовлетворительное развитие ни личности, ни общества. Среди общих проблем безопасности именно проблемы политической безопасности наиболее активно исследуются в современных социально-гуманитарных науках.

Практически все исследователи приходят к выводу, что политическая безопасность – это сложное многогранное явление, которое может быть осмыслено (понято) в нескольких аспектах:

  • Политическая безопасность выступает, прежде всего, как состояние защищенности жизненно важных интересов в политической сфере. Если такое состояние обеспечено, то создаются условия для гармонического развития личности, общества и государства. Поэтому в основе политической безопасности лежат политические интересы и ценности, поскольку именно они направляют политическую активность субъектов политики, формируют цели политической деятельности. Политические интересы России формировались и формируются как взаимосвязанное комплексное выражение потребностей и устремлений многочисленных этносов народностей России, населяющих обширное евразийское пространство.
  • Безопасность включает в себя систему мер государства, политических институтов и общества в целом по защите политических интересов страны и граждан. Именно благодаря таким мерам и обеспечивается состояние защищенности. В совокупности система таких мер составляет содержание политики государства в сфере обеспечения безопасности – «безопасность обеспечивающей» политики.
  • Безопасность включает в себя не все меры, предпринимаемые государством, а именно те, которые исключают нанесение государству, обществу и личности политического ущерба. В связи с этим существует надежный критерий оценки уровня политической безопасности. Этот критерий сводится к ответу на вопрос: насколько политическая система способна выдерживать внутренние и внешние деструктивные (т. е. разрушающие, дестабилизирующие) воздействия? В силу того, что одной из важнейших задач политической безопасности является обеспечение стабильности политической системы, целый ряд исследователей отождествляют эти понятия, утверждая: «политическая безопасность означает безопасность политической системы», а также сводит многие задачи политической безопасности лишь к одной задаче – обеспечению политической стабильности. Однако в действительности спектр задач политической безопасности является более широким.
  • Одна из важных сторон безопасности заключается в политическом и правовом решении проблем, связанных с уменьшением социальной и политической напряженности. В связи с этим безопасность часто понимается в качестве такого социально-политического явления, в котором определяющую роль играет конфликт.

Таким образом, чем больше число конфликтов в обществе, чем они напряженнее, тем меньше защищены человек, государство и само общество. Поэтому политическая безопасность может рассматриваться как оборотная сторона политического конфликта, политической борьбы, как ее предел. Разрешение политических конфликтов – как внешних, так и внутренних – способствует повышению уровня политической безопасности.

Сложное переплетение рассмотренных аспектов политической безопасности нашло отражение в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (далее – Стратегия НБ) от 31 декабря 2015 г.4 В этом документе нет специального понятия «политическая безопасность», однако содержится понятие «государственная и общественная безопасность» (ст. 6; 31).

В качестве тех стратегических целей государственной и общественной безопасности, которые могут быть отнесены к области по литической безопасности, в Стратегии НБ выделены:

  • защита конституционного строя, суверенитета, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина;
  • сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе (ст. 42).

Для глубокого понимания сущности политической безопасности следует учитывать ряд важных аспектов взаимосвязи этой безопасности с другими социальными явлениями:

  • Во-первых, безопасность (в том числе и политическая) – это предотвращение опасности. В свою очередь, опасность – это наличие и действие деструктивных (разрушающих, враждебных) факторов, способных нанести ущерб политическим и социальным системам, вывести из строя или полностью их уничтожить. Поэтому состояние политической безопасности предполагает защищенность политической системы от подобных разрушающих воздействий.
  • Во-вторых, политическая безопасность связана с устойчивостью, стабильностью политической системы. Центральным элементом этой системы, ведущим компонентом политической организации общества выступает государство. Именно государство непосредственно реализует функцию защиты от угроз и опасностей и обладает для этого наибольшими возможностями: эффективное функционирование государственных органов обеспечивает необходимую степень устойчивости политической системы и целостной системы общества; именно через государственные властные структуры осуществляется регулирование политических процессов, в том числе по обеспечению политической безопасности; государственные органы власти определяют направления деятельности тех организаций и учреждений, которые локализуют и нейтрализуют возникающие политические угрозы.
  • В-третьих, обеспечение политической безопасности связано с удовлетворением базовых интересов основных социальных групп общества и, прежде всего, их политических интересов (возможности реализации избирательного права, реальной возможности влияния личности, социальной группы, политической партии на принятие политических решений на разных уровнях власти и др.). Если такие потребности не могут быть удовлетворены, то политическая безопасность находится на низком уровне: политическая защищенность личности, социальной группы фактически отсутствует.
  • В-четвертых, надежная политическая безопасность выражается в стабильности общества в целом: в обществе отсутствуют радикальные («жесткие», непримиримые) социально-политические конфликты, политическая власть располагает механизмами и средствами по предотвращению таких конфликтов и инструментами разрешения конфликтов на более низких уровнях напряженности. В качестве комплексного критерия внутриполитической стабильности выступает существующий в обществе уровень согласованности интересов различных институтов и групп общества, государства и всех его граждан. Иначе говоря, прослеживается непосредственная взаимосвязь явлений, лежащих в основе обеспечения политической безопасности: опасность – конфликт – предотвращение (разрешение) конфликта – согласованность интересов – достижение безопасности. Именно поэтому согласование интересов выступает центральным звеном достижения политической безопасности. Для достижения такой согласованности необходимо: обеспечение предсказуемости действий государственных органов для субъектов экономики, политики, социальной сферы; при этом имеются в виду не только управленцы соответствующих сфер, но и рядовые граждане – участники этих отношений; наличие стабильных правил и процедур деятельности по разрешению социальных, экономических и иных конфликтов внутри страны, иначе говоря, предсказуемыми должны быть и механизмы разрешения социальных конфликтов в российском обществе; формирование условий для создания устойчивой системы взаимовыгодных международных связей.
  • В-пятых, политическая безопасность по-разному осмысливается различными политическими акторами, поэтому у представителей разных социальных групп складывается свое понимание политической безопасности. Как правило, «для оппозиции – политической безопасности всегда чрезмерно много, для властвующих сил – всегда ее мало. Поэтому те, кто стремится к власти, всегда относятся критически к сложившейся системе политической безопасности и требуют ее изменения, те, кто властвуют, полагают, что политической безопасности мало». Практически в каждом обществе формируется как минимум две позиции относительно политической безопасности – официальная, закрепленная в официальных документах (включая конституцию государства и комплекс законов о безопасности), а также неофициальная точка зрения общественного мнения, включающего в себя спектр представлений о политической безопасности, формируемый политическими позициями различных общественных групп и организаций.
  • В-шестых, политическая безопасность личности, общества и государства зависят как от мирового политического процесса и международных отношений, так и от процессов и явлений, происходящих во внутриполитической сфере государства. Поэтому политическая безопасность может быть подразделена на внешние и внутренние составляющие.

С точки зрения внутренних условий политическая безопасность общества характеризуется устойчивостью его политической системы, отсутствием в нем социальных и политических конфликтов, носящих острый характер, отличающихся большой напряженностью. Некоторые авторы пишут о безопасности как об отсутствии конфликтов, но бесконфликтного общества не бывает. Для быстрого и эффективного разрешения назревающих конфликтов безопасность предполагает наличие в обществе политических инструментов, а также умелое их использование государственным и политическим руководством, организациями гражданского общества.

С точки зрения внешних условий политическая безопасность характеризуется способностью компетентных органов государственной власти отстаивать стратегические интересы страны на международной арене, защищать ее целостность и суверенитет, обеспечивать активное участие в международных связях и отношениях. Большинство исследователей рассматривают политическую безопасность в двух смыслах: в широком и в узком. Широкий смысл понятия «политическая безопасность» связан с широким пониманием политической реальности.

В этом случае в качестве объекта безопасности выступает политическая система и политическая сфера жизни в целом, а под политической безопасностью понимается устойчивое состояние и эффективное развитие политической системы общества, обеспечение динамического равновесия целостной политической сферы. Узкий смысл политической безопасности связывается с системой политических интересов. Поэтому в узком смысле политическая безопасность выступает как система определенных мер, органов и функций государства и общества по защите политических интересов государства, граждан и в целом всего населения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)