Показатели работы транспортных систем

При оценке работы, сравнении и выборе того или иного вида транспорта оперируют различными показателями, определяющими преимущества и особенности способов перевозки грузов и пассажиров. Эти показатели характеризуют провозные возможности, экономичность, производительность, надежность, комфортабельность, стоимость, скорость перевозки.

В целом их разделяют на следующие группы: натуральные, или условно натуральные, эксплуатационно-технические и экономические (стоимостные).

К натуральным, или условно-натуральным показателям относят объем дальность перевозок, размеры спроса на транспортные услуги, грузооборот, пассажирооборот, приведенный грузопассажирооборот, грузонапряженность, уровень транспортной обеспеченности территории (густота транспортной сети), транспортную подвижность населения, производительность труда, потребность в рабочей силе, топливе, металле, электроэнергии и материалах.

Эксплуатационно-техническими показателями являются провозная или пропускная способность, производительная сила транспорта (число циклов оборота подвижного состава за определенный период времени, умноженное на емкость одного
цикла), регулярность, безопасность, сроки и скорости доставки грузов и пассажиров, уровень сохранности (защищенности) грузов, комфортабельность поездки, маневренность транспорта.

Экономические (стоимостные) показатели включают в себя тарифы и цены на перевозки и другие транспортные услуги, себестоимость перевозок, прибыль, рентабельность, удельные капитальные вложения, фондоемкость, стоимость грузовой массы, находящейся в процессе транспортировки, процентные ставки по кредитам, налоги, акцизы, таможенные сборы и т. п.

На значения натуральных показателей оказывают влияние многочисленные факторы. При этом между ними существуют определенные взаимосвязи и взаимозависимости. Так, на объем и дальность перевозок, грузооборот и пассажирооборот по видам транспорта существенное влияние оказывают размеры спроса на транспортные услуги, развитость транспортной инфраструктуры, наличие конкуренции между видами транспорта и степень их взаимодействия, тарифы и качество транспортного обслуживания. В свою очередь на размеры спроса на перевозки большое влияние оказывают внешние по отношению к транспорту факторы: размещение производительных сил страны, уровень специализации и кооперации производства, система хозяйственных отношений между субъектами рынка, международные экономические связи, географические и климатические условия, рекламная деятельность, развитие туризма, демографические и социальные условия жизни населения, его платежеспособность и т.п.

Интересно
Эксплуатационно-технические показатели характеризуют производительную силу транспорта, его провозные возможности (мощности) и определяют, no существу, спрос на транспортные услуги того или иного вида транспорта или их сочетаний. На значение этих показателей основное влияние оказывает технология перевозочного процесса на транспорте, уровень использования технических средств и других транспортных ресурсов, качество перевозок и организация, обслуживания потребителей транспортных услуг.

Натуральные и эксплуатационно-технические показатели транспорта отражают соответственно спрос и предложение на транспортные услуги и характеризуют уровень технического использования транспортных ресурсов. Однако решающими показателями при оценке и выборе видов транспорта в условиях рыночной экономики являются экономические показатели. В них находят отражение все указанные выше натуральные и эксплуатационно-технические показатели.

Экономические показатели определяются многочисленными факторами, которые можно разделить на общие для всех видов транспорта и частные, или специфические, отражающие особенности каждого из них.

К общим факторам относятся: объем и густота перевозок, или грузонапряженность, дальность перевозок, коэффициент использования грузоподъемности подвижного состава, доля груженого и порожнего пробега, структура парка, производительность, коэффициенты, учитывающие расход топлива, электроэнергии, удельное сопротивление движению и др.

К частным, или специфическим, факторам на железнодорожном транспорте следует отнести вид тяги, число главных путей, длину станционных путей, руководящий уклон и профиль пути, типы вагонов, массу и категорию поезда (прямой, сборный и т.д.), виды сообщений (пригородное, дальнее), нагрузку вагона на ось, массу и тип отправки, населенность пассажирского вагона и др.

На морском и речном транспорте при расчете экономических показателей принимают во внимание грузоподъемность и тип судов, скорость их движения, перерабатывающую способность порта, условия выполнения погрузки и выгрузки грузов (прямой и складской варианты), длительность навигационного периода, направление перевозок по рекам (вверх или вниз по течению), число шлюзований при проходе по каналам и др.

На автомобильном транспорте к таким факторам относят тип и грузоподъемность автомобилей, наличие прицепов или полуприцепов, категорию автодорог.

На воздушном транспорте себестоимость и удельные капитальные затраты зависят от типа воздушного лайнера, категории аэропорта, количества промежуточных посадок, степени трудности трассы и др.

На трубопроводном транспорте большое значение имеют диаметр труб, давление в трубах, профиль трассы, расстояние между перекачивающими станциями, количество ниток трубопровода, род продукта и др.

Перечисленные факторы отражают особенности каждого вида транспорта и являются определяющими при расчете себестоимости перевозок, потребных капитальных вложений и оборотных средств, тарифов и цен на перевозки и другие транспортные услуги.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)