Поэтика прозы Ц. Тодорова

Поэтика, согласно Ц. Тодорову, это структурное изучение особенностей литературного дискурса, которое не тождественно изучению индивидуального литературного произведения.

Противопоставляя свою позицию всем методам прежнего литературоведения, он проводит мысль о том, что всякое литературное произведение в поэтике «рассматривается только как реализация некой гораздо более абстрактной структуры, причем только как одна из возможных реализаций.

Именно в этом смысле структурная поэтика интересуется уже не реальными, а возможными литературными произведениями; иными словами, ее интересует то абстрактное свойство, которое является отличительным признаком литературного факта, свойство литературности».

Поэтика имеет дело с любыми текстами поэтическими и прозаическими. Ставя цель выявить структуру повествования вообще, а не какого-нибудь отдельного повествования, Тодоров посвящает специальные исследования структуре «Опасных связей» (1965), грамматике «Декамерона» (1969), научной фантастике «Введение в фантастическую литературу» (М., 1997).

Выделив действующее лицо (подлежащее), действие (сказуемое) и определение, характеризующее ситуацию, он обстоятельно анализирует формы сказуемого, поскольку с ним связана интрига новелл, и строит схему возможных действий, которую можно представить в виде перехода от статики к динамике и от нее к новой статике.

Оценивая цель поэтики, Тодоров полагал, что она «должна послужить орудием обнаружения, открытия всего класса явлений, имеющих текстовую природу, благодаря тому что наиболее специфичные типы текста встречаются именно в литературе; но после этого открытия создания основ науки о тексте ее собственная роль оказывается довольно скромной: она сводится к выяснению причин, по которым в такие-то эпохи такие-то тексты признавались «литературными».

Он предложил вычленять в любом тексте два уровня: рассказываемую историю, с логикой поступков ее персонажей и синтаксическими связями, и повествовательный дискурс.

Выделяя два исследовательских направления в определении функций повествовательного текста, именно:

  • логическое, где логика сюжета определяется синтаксисом поступков человека в момент выбора ими действия (К.Бремон),
  • лингвистическое, для которого существенно выявить парадигматические отношения между функциями бинарные оппозиции (К. Леви-Стросс) или более сложные (А.Ж. Греймас), Тодоров противопоставляет им свою позицию, где анализ сосредоточен на уровне действий и на фиксации правил комбинации и трансформации известного числа базовых предикатов.

Поэтика Тодорова коренится в исходном тезисе о множественности систем, функционирующих в языке и благодаря языку, о существовании двойников языка – вторичных моделирующих систем знаков, обладающих автономностью, но зависящих от естественного языка.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)