Поэтика прозы Ц. Тодорова
Поэтика, согласно Ц. Тодорову, это структурное изучение особенностей литературного дискурса, которое не тождественно изучению индивидуального литературного произведения.
Именно в этом смысле структурная поэтика интересуется уже не реальными, а возможными литературными произведениями; иными словами, ее интересует то абстрактное свойство, которое является отличительным признаком литературного факта, свойство литературности».
Поэтика имеет дело с любыми текстами поэтическими и прозаическими. Ставя цель выявить структуру повествования вообще, а не какого-нибудь отдельного повествования, Тодоров посвящает специальные исследования структуре «Опасных связей» (1965), грамматике «Декамерона» (1969), научной фантастике «Введение в фантастическую литературу» (М., 1997).
Выделив действующее лицо (подлежащее), действие (сказуемое) и определение, характеризующее ситуацию, он обстоятельно анализирует формы сказуемого, поскольку с ним связана интрига новелл, и строит схему возможных действий, которую можно представить в виде перехода от статики к динамике и от нее к новой статике.
Оценивая цель поэтики, Тодоров полагал, что она «должна послужить орудием обнаружения, открытия всего класса явлений, имеющих текстовую природу, благодаря тому что наиболее специфичные типы текста встречаются именно в литературе; но после этого открытия создания основ науки о тексте ее собственная роль оказывается довольно скромной: она сводится к выяснению причин, по которым в такие-то эпохи такие-то тексты признавались «литературными».
Он предложил вычленять в любом тексте два уровня: рассказываемую историю, с логикой поступков ее персонажей и синтаксическими связями, и повествовательный дискурс.
Выделяя два исследовательских направления в определении функций повествовательного текста, именно:
- логическое, где логика сюжета определяется синтаксисом поступков человека в момент выбора ими действия (К.Бремон),
- лингвистическое, для которого существенно выявить парадигматические отношения между функциями бинарные оппозиции (К. Леви-Стросс) или более сложные (А.Ж. Греймас), Тодоров противопоставляет им свою позицию, где анализ сосредоточен на уровне действий и на фиксации правил комбинации и трансформации известного числа базовых предикатов.
Поэтика Тодорова коренится в исходном тезисе о множественности систем, функционирующих в языке и благодаря языку, о существовании двойников языка – вторичных моделирующих систем знаков, обладающих автономностью, но зависящих от естественного языка.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу