Подходы к планированию психолого-педагогического сопровождения в школе

Теперь мы хотели бы более подробно остановиться на планировании практической работы в течение года, предложив специалистам определенные алгоритмы, по ко­торым они могут построить свою деятельность. Речь пойдет, прежде всего, о понедельном планировании основных на­правлений, опираясь на которое психологу будет удобно структурировать свою ежедневную работу.

Стержнем годового плана в нашей модели, как уже от­мечалось выше, является психолого-педагогический конси­лиум и связанные с ним формы практической деятельности, предваряющие его поведение и реализующие его решения. Все вместе они образуют цикл работы школьного психоло­га.

Его началом служат либо психодиагностический мини­мум, либо индивидуальный запрос, далее по итогам психо­лого-педагогического консилиума разворачивается разнооб­разная психологическая деятельность, направленная на создание условий для успешного обучения и развития школь­ников.

В процессе планирования каждый этап цикла разворачи­вается как цепь взаимосвязанных конкретных действий и ша­гов. Реализация каждого шага требует определенного вре­мени.

Кроме того, в преобладающем большинстве случаев дальнейшая деятельность становится низко эффективной и даже невозможной в ситуации неуспешной реализации пре­дыдущего этапа работы.

В целом планирование работы с каждой из 4-х ученичес­ких параллелей, подлежащих психолого-педагогическому об­следованию, представляет собой построение следующей пос­ледовательности конкретных практических шагов:

  1. Организационная и методическая подготовка к проведению цикла. Этот этап работы заключается в чет­ком почасовом планировании предстоящих диагности­ческих мероприятий, консилиумов, оповещении всех участвующих лиц, подготовке необходимых методичес­ких материалов — бланков, текстов методик, ключей, таблиц для обработки и т. д.
  1. Проведение первого этапа диагностического обследования.
  • Наблюдение за учащимися на уроках, регистрация данных в протоколе (по 2 часа на класс).
  • Проведение методик диагностического минимума со всеми учащимися данной параллели.
  • Проведение экспертного опроса педагогов.
  • Проведение (если он предполагается при работе с данной параллелью) экспертного опроса родителей.
  • Обработка результатов, заполнение бланков заключений по всем учащимся, отбор группы школьников для проведения различных схем углубленной психодиагностики.

2.6.  Организационная и  методическая подготовка ко второму этапу психодиагностики.

  1. Проведение второго этапа психодиагностического обследования.

3.1.  Проведение диагностического обследования школьников.

3.2.  Обработка данных, заполнение заключений по обследованию.

  1. Подготовка к психолого-педагогическому консилиуму.
  • Проведение консультаций со школьным врачом и классными руководителями относительно предстоящего консилиума.
  • Подготовка аналитической информации по классам и параллели в целом.

4.3.  Составление  плана  обсуждения:  выделение групп психологически благополучных школьников и школьников с разными типами проблем.

4.4.  Подготовка бланков для заключения консилиума.

  1. Проведение психолого-педагогического консилиума.

Обмен информацией между участниками консилиума относительно конкретных школьников.

  • Разработка и планирование стратегии сопровождения каждого школьника.
  • Заполнение бланка заключения консилиума по данному школьнику.
  • Разработка и планирование стратегии сопровождения каждого школьника.
  • Разработка и планирование стратегии сопровождения в целом по классу или параллели.
  1. Реализация решений консилиума.
  • Осуществление общих консультативных мероприятий: проведение родительских собраний, консультирование администрации, проведение групповых консультаций педагогов-предметников.
  • Планирование совместных действий классных руководителей и психолога.
  • Отбор школьников в специальные развивающие группы, планирование и проведение индивидуальных консультаций родителей,  педагогов и школьников.
  • Проведение индивидуальных консультаций педагогов-предметников, родителей и старшеклассников.
  • Осуществление социально-диспетчерской деятельности (поиск специалиста, обеспечение его контакта с клиентом, осуществление поддерживающих мероприятий).
  • Планирование и осуществление сопутствующих форм работы (просвещение, общая развивающая работа и т. д.).
  1. Планирование и осуществление контроля за эффективностью проводимой работы.
  • Консультации с педагогами-предметниками и классными руководителями по итогам проведения
    психолого-педагогического цикла работы со школьниками данной параллели.
  • Перспективное планирование сопровождающей деятельности по завершению цикла (совместно с педагогами и воспитателями).

Таков в общем виде алгоритм работы школьного психо­лога с определенной школьной параллелью — детьми, их родителями и педагогами.

Осуществление основных, опи­санных выше, мероприятий по одному циклу (в рамках ра­боты с одной параллелью) занимает при должной организа­ции 14-15 недель. Покажем в общем виде, как могут рас­пределяться основные направления деятельности в рамках данного цикла в течение указанных 14-ти недель.

Рассмотрим в качестве примера возможный вариант ре­ализации цикла сопровождения в параллели восьмых клас­сов. Начало работы приходится на 7-8 неделю учебного года — середину октября. На этапе подготовки пси­холог тщательно готовится к проведению основных мероп­риятий цикла.

В процессе организационной подготовки он еще раз уточняет часы проведения диагностических минимумов, оповещает “педагогов о дне и часе проведения эксперт­ного опроса, согласовывает с классными руководителями сроки проведения родительских собраний.

Хорошо, если уда­ется сразу же однозначно определиться в днях проведения психолого-педагогических консилиумов и других основных мероприятий.

В ходе методической подготовки психолог уточ­няет программу диагностической работы, подбирает и гото­вит в необходимом количестве диагностический материал.

В параллели 8-х классов в исследование самих подростков по программе диагностического минимума могут быть включены интеллектуальные методики (типа ШТУР или ГИТ), оп­росники на уровень личностной и школьной тревожности (тест Айзенка, незаконченные предложения), особенности системы отношений (незаконченные предложения, социометрия, шка­лы самооценки).

Работа с педагогами осуществляется с по­мощью опросника, составленного на основе психолого-педагогических требований к обучению, поведению и психическо­му самочувствию учащихся 8 классов.

Опрос родителей на этом этапе обучения школьников представляется нам жела­тельным, но не обязательным. Для его проведения должен быть подготовлен небольшой набор вопросов, касающихся тех или иных проявлений школьных трудностей ребенка дома.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)