Подходы к планированию психолого-педагогического сопровождения в школе
Теперь мы хотели бы более подробно остановиться на планировании практической работы в течение года, предложив специалистам определенные алгоритмы, по которым они могут построить свою деятельность. Речь пойдет, прежде всего, о понедельном планировании основных направлений, опираясь на которое психологу будет удобно структурировать свою ежедневную работу.
Стержнем годового плана в нашей модели, как уже отмечалось выше, является психолого-педагогический консилиум и связанные с ним формы практической деятельности, предваряющие его поведение и реализующие его решения. Все вместе они образуют цикл работы школьного психолога.
В процессе планирования каждый этап цикла разворачивается как цепь взаимосвязанных конкретных действий и шагов. Реализация каждого шага требует определенного времени.
Кроме того, в преобладающем большинстве случаев дальнейшая деятельность становится низко эффективной и даже невозможной в ситуации неуспешной реализации предыдущего этапа работы.
В целом планирование работы с каждой из 4-х ученических параллелей, подлежащих психолого-педагогическому обследованию, представляет собой построение следующей последовательности конкретных практических шагов:
- Организационная и методическая подготовка к проведению цикла. Этот этап работы заключается в четком почасовом планировании предстоящих диагностических мероприятий, консилиумов, оповещении всех участвующих лиц, подготовке необходимых методических материалов — бланков, текстов методик, ключей, таблиц для обработки и т. д.
- Проведение первого этапа диагностического обследования.
- Наблюдение за учащимися на уроках, регистрация данных в протоколе (по 2 часа на класс).
- Проведение методик диагностического минимума со всеми учащимися данной параллели.
- Проведение экспертного опроса педагогов.
- Проведение (если он предполагается при работе с данной параллелью) экспертного опроса родителей.
- Обработка результатов, заполнение бланков заключений по всем учащимся, отбор группы школьников для проведения различных схем углубленной психодиагностики.
2.6. Организационная и методическая подготовка ко второму этапу психодиагностики.
- Проведение второго этапа психодиагностического обследования.
3.1. Проведение диагностического обследования школьников.
3.2. Обработка данных, заполнение заключений по обследованию.
- Подготовка к психолого-педагогическому консилиуму.
- Проведение консультаций со школьным врачом и классными руководителями относительно предстоящего консилиума.
- Подготовка аналитической информации по классам и параллели в целом.
4.3. Составление плана обсуждения: выделение групп психологически благополучных школьников и школьников с разными типами проблем.
4.4. Подготовка бланков для заключения консилиума.
- Проведение психолого-педагогического консилиума.
Обмен информацией между участниками консилиума относительно конкретных школьников.
- Разработка и планирование стратегии сопровождения каждого школьника.
- Заполнение бланка заключения консилиума по данному школьнику.
- Разработка и планирование стратегии сопровождения каждого школьника.
- Разработка и планирование стратегии сопровождения в целом по классу или параллели.
- Реализация решений консилиума.
- Осуществление общих консультативных мероприятий: проведение родительских собраний, консультирование администрации, проведение групповых консультаций педагогов-предметников.
- Планирование совместных действий классных руководителей и психолога.
- Отбор школьников в специальные развивающие группы, планирование и проведение индивидуальных консультаций родителей, педагогов и школьников.
- Проведение индивидуальных консультаций педагогов-предметников, родителей и старшеклассников.
- Осуществление социально-диспетчерской деятельности (поиск специалиста, обеспечение его контакта с клиентом, осуществление поддерживающих мероприятий).
- Планирование и осуществление сопутствующих форм работы (просвещение, общая развивающая работа и т. д.).
- Планирование и осуществление контроля за эффективностью проводимой работы.
- Консультации с педагогами-предметниками и классными руководителями по итогам проведения
психолого-педагогического цикла работы со школьниками данной параллели. - Перспективное планирование сопровождающей деятельности по завершению цикла (совместно с педагогами и воспитателями).
Таков в общем виде алгоритм работы школьного психолога с определенной школьной параллелью — детьми, их родителями и педагогами.
Осуществление основных, описанных выше, мероприятий по одному циклу (в рамках работы с одной параллелью) занимает при должной организации 14-15 недель. Покажем в общем виде, как могут распределяться основные направления деятельности в рамках данного цикла в течение указанных 14-ти недель.
Рассмотрим в качестве примера возможный вариант реализации цикла сопровождения в параллели восьмых классов. Начало работы приходится на 7-8 неделю учебного года — середину октября. На этапе подготовки психолог тщательно готовится к проведению основных мероприятий цикла.
Хорошо, если удается сразу же однозначно определиться в днях проведения психолого-педагогических консилиумов и других основных мероприятий.
В ходе методической подготовки психолог уточняет программу диагностической работы, подбирает и готовит в необходимом количестве диагностический материал.
В параллели 8-х классов в исследование самих подростков по программе диагностического минимума могут быть включены интеллектуальные методики (типа ШТУР или ГИТ), опросники на уровень личностной и школьной тревожности (тест Айзенка, незаконченные предложения), особенности системы отношений (незаконченные предложения, социометрия, шкалы самооценки).
Работа с педагогами осуществляется с помощью опросника, составленного на основе психолого-педагогических требований к обучению, поведению и психическому самочувствию учащихся 8 классов.
Опрос родителей на этом этапе обучения школьников представляется нам желательным, но не обязательным. Для его проведения должен быть подготовлен небольшой набор вопросов, касающихся тех или иных проявлений школьных трудностей ребенка дома.
- Рабочий план деятельности школьного психолога в течение учебного года
- Важнейшие технологии психолого-педагогического
- Третья консультативная ситуация
- Содержание консультативной деятельности психолога
- Направление первое: школьная прикладная психодиагностика
- Психолог в школе: проблема профессиональной готовности
- Школа и психолог: один в поле не воин
- Психолог и школа: проблемы подчинения
- Психолог — родители школьников
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу