Подбор конкретных диагностических приемов

Например, важнейшим интеллектуальным параметром ста­туса практически на всех ступенях обучения является «произ­вольность психических процессов». В период обучения в началь­ном звене школы к этому параметру предъявляются следующие психолого-педагогические требования:

Высокий уровень активности, самостоятельности в учебной работе.

  1. Способность самостоятельно спланировать, осуществить и проконтролировать результат определенных учебных действий.
  2. Совершение учебных действий по образцу и по правилу, установленному взрослым.
  3. Сосредоточение и поддержание внимания на учебной задаче.
  4. Наличие собственных усилий для преодоления трудностей в решении задачи.

В соответствии с ними в конкретном психодиагностическом обследовании необходимо исследовать: проявляет ли ребенок интерес к интеллектуальной деятельности, настроен ли самосто­ятельно решить поставленные психологом задачи, может ли ос­воить образец или правило, предложенные взрослым, и на их примере осуществить самостоятельные действия, способен ли работать сосредоточенно, целенаправленно.

Эти особенности могут быть выявлены в процессе выполне­ния ребенком графического диктанта (Венгер) либо субтестов ме­тодики Кеэса в сочетании со специально организованным наблю­дением.

Описанный нами подход к подбору диагностического ин­струментария лежит в основе всех 6-ти диагностических мини­мумов.

Мы включили в таблицу названия методик, которые часто используем при проведении обследований скринингового типа. При этом мы не считаем их единственно возможными. Мето­дический арсенал школьного психолога постоянно пополняет­ся, появляются новые удобные диагностические средства.

При отборе своего банка методов мы исходили из принципов школь­ной прикладной психодиагностики и личных пристрастий, что вполне допустимо с практи­ческой точки зрения.

В этом разделе мы не предполагаем подробно освещать содержание диагностической деятельности в различных школь­ных параллелях, так как этому будут посвящены отдельные книги. Дадим лишь краткую характеристику предлагаемых методов.

Часть из них является авторскими, разработанными в русле парадигмы сопровождения, либо близкими по духу ее принципам, другие— более или менее известны.

Среди этой последней группы — те методики, которые, с нашей точ­ки зрения, хорошо зарекомендовали себя в школьной практи­ке. В нашей модели все они используются в несколько модифицированном виде. Наиболее значительному уточнению и изменению методики подверглись в области обработки, интерпретации и представления данных
.

Связано это с пробле­мой, уже обсуждавшейся выше; ббльшая часть методик создана в клинических или исследовательских целях, предлагае­мые их создателями способы обработки и интерпретации данных часто мало применимы в практической деятельности либо не соответствуют целям и задачам последней.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)