Третья консультативная ситуация

Третья ситуация консультирования связана с решением концептуальных педагогических проблем, касающихся пос­троения учебно-воспитательного процесса в школе в целом, утверждения целей, задач и методов деятельности педагогического коллектива. Необходимость участия специалиста-пси­холога в работе такого рода сейчас широко обсуждается.

Некоторые центры приступили к подготовке специалистов совершенно особого профиля, условно говоря, школьных пси­хологов — проектировщиков целостных психолого-педагоги­ческих систем в рамках той или иной конкретной школы.

Мы уверены, что на такой элитарный психологический класс, несомненно, будет спрос со стороны таких же элитарных ав­торских школ, пытающихся идти в практической педагогике своим неизведанным или давно забытым путем.

По мы также не сомневаемся, что на плечи «обычного» школьного психоло­га не может быть возложено такое методологическое бремя. Чем же последний может помочь школе в обсуждаемой кон­сультативной ситуации? Прежде всего, в грамотной постанов­ке вопроса о психологической сути предлагаемой педагогичес­кой программы.

Опыт показывает, что в большинстве случаев педагогический коллектив, разрабатывая авторскую концеп­цию школьного образования и развития личности, тяготеет к одной из двух изначальных позиций. Позиция первая — науч­ная психология не оправдала себя в качестве методологичес­кой основы обучения, предлагаемые ею критерии и принципы не работают на практике, поэтому мы пойдем своим путем.

Позиция вторая — существующая сегодня педагогическая практика неудовлетворительна именно потому, что не основы­вается на научно-психологических принципах, касающихся возрастных закономерностей развития и обучения детей. Поэ­тому мы своей методологической базой делаем достижения современной научной педагогики и психологии.

Каждая из описанных кратко позиций задает школьному психологу, участвующему в создании новой концепции, опре­деленные профессиональные возможности и задачи.

В слу­чае принятия педагогическим коллективом первой установки разрабатывается педагогическая канва программы, которая должна ответить в том числе на следующие вопросы: какими исходными навыками, умениями и возможностями в интел­лектуальной, эмоционально-волевой, социальной сферах до­лжен обладать ученик, чтобы он мог начать обучаться по той или иной программе?

Какие требования к его физическим, интеллектуальным и прочим ресурсам предъявляет само обу­чение по данной программе (сколько времени будет уходить на домашнее задание, какой объем материала необходимо будет усвоить и т. д.)? Каков по своему содержанию и фор­мам материал, который будет предъявляться школьнику для усвоения? Что на выходе предполагает программа с точки зрения новых навыков, умений ребенка, как должны рас­шириться его интеллектуальные, эмоционально-волевые и социальные возможности?

Мы предполагаем, что перечень таких необходимых вопро­сов, на которые должны дать ответ разработчики новой педа­гогической программы, еще не полон. Для чего эти ответы нужны психологу?

Во-первых для того, чтобы рассмотреть их с точки зрения психологических особенностей и возможно­стей тех детей, которых собираются обучать и развивать по данной программе; во-вторых для того, чтобы изучить их в свете имеющихся у него научных представлений о психологи­ческих особенностях детей того или иного школьного возрас­та. Результаты своего анализа он и предоставляет педагогам.

На основе такой совместной психолого-педагогической рабо­ты может быть разработана программа отбора детей для обучения в данной школе, усовершенствована сама концеп­ция с учетом реальных возможностей детей, внесены коррек­тивы в методику или содержание конкретного раздела обуча­ющих программ с учетом возрастных особенностей.

То есть, по сути дела, в данном случае педагогический коллектив школы совместно с психологом разрабатывают свою систему психо­лого-педагогических требований и в соответствии с ней стро­ят учебно-воспитательный процесс.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)