Подготовка рабочих мест в системе среднего профессионального образования

В настоящее время одним из важных условий успешной подготовки высококвалифицированных рабочих в системе среднего профессионального образования является обеспечение единства общеобразовательного и профессионального циклов обучения. Поэтому в процессе преподавания общеобразовательных дисциплин педагогам важно учитывать профессиональную направленность учащихся.

Это способствует более успешному формированию знаний и умений будущих квалифицированных рабочих, повышает внутреннюю мотивацию учебной деятельности и активизирует познавательную активность студентов.

В системе среднего профессионального образования дисциплина «Естествознание», раздел «Химия», относится к базовой части естественнонаучного цикла, и, несмотря на то что современный человек в своей жизни широко использует продукты химического производства, у студентов наблюдается тенденция неуклонного снижения интереса к этому предмету.

При этом данная дисциплина имеет особое значение в формировании личности будущих специалистов многих специальностей. Так, например, современный парикмахер должен не только виртуозно владеть расческой и ножницами, но и умело пользоваться всем ассортиментом красителей, препаратами для химической завивки, средствами для ухода за волосами и кожей головы, знать из какого сырья производятся парфюмерно-косметические средства и современные химические средства дезинфекции.

Или, например, дизайнер или портной должен иметь представление о происхождении сырья для текстильных и нетекстильных материалов, об основах текстильных производств, ориентироваться в строении, свойствах, ассортименте и качестве швейных материалов при их подборе для проектирования и производства одежды разных видов, правильно выбирать способы и средства для ухода за одеждой при ее эксплуатации.

В связи с вышесказанным нами была поставлена задача проанализировать содержание курса «Естествознание» раздел «Химия» для студентов, обучающихся в техникуме по специальностям «Парикмахер» и «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий», с целью вы- явления тем, связанных с профессиональной направленностью учащихся. Для решения поставленной задачи нами была проанализирована учебная программа «Естествознание» раздел «Химия» для студентов 1-го курса обучающихся в ОГБПОУ «Ульяновский техникум отраслевых технологий и дизайна» по специальностям «Парикмахер» и «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий».

Интересно
Согласно про- грамме ФГОС среднего общего образования курс химии у студентов обоих профилей рассматривается на 1-м курсе и на его изучение отводится достаточно значимый объем учебного времени.

Такое внимание к дисциплине связано с необходимостью формирования у студентов куль- туры понимания и использования химических веществ, осознанного и безопасного обращения с ними, что в свою очередь позволит, например, будущим парикмахерам обоснованно выбирать средства парфюмерно- косметической промышленности и применять их в своей профессиональной деятельности, а будущим портным полученные знания дадут возможность распознавать волокнистый состав текстильных материалов.

По- этому для нас не стало неожиданностью выявление в курсе немалого количества тем, при изучении которых можно установить тесную связь пре- подаваемого предмета с профессиональной направленностью. Например, при рассмотрении темы «Основные классы неорганических соединений» особое внимание студентов, обучающихся по специальности «Парикмахер», можно обратить на основания, кислоты и индикаторы, с помощью которых можно определить рН растворов.

Эти знания должны помочь формированию знаний и умений будущих квалифицированных рабочих, которые в своей профессиональной деятельности будут сталки- ваться с щелочными растворами мыла, средствами для окраски, обесцвечивания и завивки волос, с кислотными веществами для нейтрализации.

Студентам будет интересна информация, что щелочи растворяют не только грязь, но и жир и белок. А так как волосы состоят из белкового вещества (протеина) и рогового вещества (кератина), то они тоже растворяются, принимая сначала каучукообразный вид, переходя затем в густую массу .

Поэтому при уходе за волосами щелочные вещества нужно при- менять с большой осторожностью. Таким образом, для будущего парикмахера очень важно знать все при- меняемые им препараты, чтобы избежать вредного влияния кислот и щелочей на кожу и волосы.

При изучении темы «Химическая реакция. Скорость реакции и факторы, от которых она зависит» необходимо обратить внимание студентов на физические и химические процессы, которые протекают при окраске волос. Известно, что в окраске волос исключительную роль играет пероксид водорода Н2О2, который используют и для осветления волос, и как окислитель в составе красителей. При рассмотрении темы нужно объяснить его окисляющее действие и отметить факторы, которые могут его повысить и наоборот.

Так, по законам химической кинетики скорость разложения Н2О2 значительно возрастает с повышением температуры, на свету и в присутствии щелочей, поэтому во все обесцвечивающие растворы добавляют NH4OH [2].

Десятилетиями в санитарно-гигиенических целях для дезинфекции инструментов в парикмахерских применяют спиртсодержащие вещества. При рассмотрении темы «Спирты, карбоновые кислоты и сложные эфиры» студентов можно ознакомить с примерами подобных дезсредств. Эта информация будет им полезна с профессиональной точки зрения и актуальна в нынешних условиях пандемии.

Также немало точек соприкосновения предмета «Химия» с профессиональной направленностью имеют студенты специальности «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий». В основном это касается тем раздела «Органическая химия», где изучаются волокна, растворители, краски. Так, при рассмотрении темы «Полимеры. Волокна» особое внимание студентов можно обратить на получение искусственных и синтетических химических волокон.

В результате учащиеся узнают, что искусственные волокна получают путем химической переработки природных полимеров растительного и животного происхождения, из отходов целлюлозного производства и пищевой промышленности, а синтетические – путем химичекого синтеза полимеров. В данной теме есть практическое занятие, которое также будет полезно для студентов профиля «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий».

Интересно
Это «Овладение приемами рас- познавания волокон». В ходе данной работы студенты обобщают знания о высокомолекулярных органических соединениях, опытным путем исследуют характерные свойства волокон и учатся их идентифицировать. Таким образом, проведенный нами анализ выявил несколько тем курса, в рамках которых возможно осуществлять не только общеобразовательную, но и профессиональную направленность.

Учитывая, что од- ним из основных условий для успешной подготовки высококвалифицированных рабочих является единство общеобразовательного и профессионального циклов обучения, это способствует более успешному формированию профессиональных знаний и умений будущих квалифицированных рабочих.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)