Принципы инклюзивного образования лежащие в основе образования

В настоящее время в системе высшего образования в России получили стремительное развитие идеи инклюзивного образования, предполагающего активное включение в процесс обучения в вузе бакалавров с ограниченными возможностями здоровья. Задача преподавателя иностранного языка в этом направлении связана таким образом не только с пере- дачей бакалаврам с ограниченными возможностями здоровья определённых знаний, умений и навыков на иностранном языке, но и на формирование у них опыта их использования в дальнейшей профессиональной деятельности.

Ожидаемые результаты обучения бакалавров с ограниченными возможностями здоровья иностранному языку описаны в данной работе. В первую очередь, в рамках преподавания предмета «Иностранный язык» бакалаврам с ограниченными возможностями здоровья следует обратить внимание на организацию доступной среды на занятии.

Порядок организации доступной среды зависит от вида инклюзии. Рассмотрим случай, когда в группе есть слепой или слабовидящий студент. Это накладывает отпечаток не только на работу преподавателя, но и на деятельность всех обучающихся на занятии: преподаватель организует занятие таким образом, чтобы преобладала звуковая наглядность, организует больше индивидуальных заданий, которые могут различаться на только степенью трудности, но и оформлением (использование крупного шрифта на карточке с индивидуальным заданием для слабовидящего бакалавра, например).

Если же в группе бакалавров есть глухой или слабослышащий студент, тогда звуковую наглядность лучше заменить зрительной, используя, по возможности, больше презентаций.

В основе обучения бакалавров с ограниченными возможностями здоровья дисциплине «Иностранный язык» действуют следующие принципы:

Первый принцип раскрывается в процессе получения знаний и развития творческой активности бакалавров с ограниченными возможностями здоровья при руководящей роли со стороны преподавателя.
Указанный принцип предполагает, кроме всего прочего, стимулирование работы бакалавров с ограниченными возможностями здоровья во время практических занятий и во внеаудиторной деятельности. В рамках реализации данного принципа бакалаврам с ограниченными возможностями здоровья предлагается выполнить, например, подобные задания: Задание. Read, match two parts to make true sentences and translate them into Russian:

Второй принцип реализуется в рамках постепенного перехода образовательного процесса от обучения к последующему планомерному само- образованию бакалавра с ограниченными возможностями здоровья.

Интересно
Реализация указанного принципа связывается в первую очередь с повышением объёма самостоятельной работы бакалавров с ограниченными возможностями здоровья, требованиями в отношении выполнения исследовательских и творческих заданий в системе электронного обучения на платформе MOODLE, особенно это относится к заданиям, требующим нестандартных решений и самостоятельного поиска.

Концепция курса «Иностранный язык» в вузе вполне соответствует вышеизложенным принципам. Формирование комплекса знаний, умений и навыков в сфере общения на иностранном языке бакалавров с ограниченными возможностями здоровья предполагает развитие таких компонентов, как хорошее знание и понимание реалий национальной картины мира, способность использовать нормы коммуникативного поведения в той или иной ситуации иноязычного общения.

Также у бакалавров с ограниченными возможностями здоровья формируется готовность восприятия различных норм коммуникативного поведения.
Не менее важно и формирование готовности к самообразованию и изучению новых навыков и знаний в области межкультурного взаимодействия. Все вышеперечисленное было использовано при написании адаптивной рабочей про- граммы по дисциплине «Иностранный язык» для направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)