Инфотейнмент как особая форма подачи материала

Инфотейнмент (от англ. information и entertainment) – развлечение информированием, «информируя, развлекай». Следуя этому способу подачи материала, журналист находит и приводит в материалах на любые, в первую очередь, «серьезные» темы, занимательные детали и сюжеты.

Инфотейнмент зародился в 80-е годы в США. Начавшееся в те годы падение рейтингов информационных программ вынудило журналистов изменять формат телевизионных новостей. Изменения коснулись, во- первых, принципа отбора информации – снизилась доля «официоза», возросло число сообщений на социальные и культурные темы. Во-вторых, изменились способы подачи информации: в репортажах на первый план стали «вытаскиваться» детали, интересные всем зрителям. Среди новостей выделилась отдельная группа – информационно-развлекательные программы. Пионером в этом направлении принято считать еженедельную программу «60 минут» (CBS), где ведущие стали активно включать в репортажи свое отношение к событиям, более того, журналисты начали появляться в кадре наравне с героями репортажей, что было совершенно нетипично для американского телевидения.

В последние несколько лет стали совершенно очевидными некоторые объективные тенденции в информационных и эстетических потребностях, присущих большой части телеаудитории, что закономерно обусловило появление новых телевизионных форматов и программ, в этих форматах производимых. Формат «инфотейнмент» призван объединить в себе функции, ранее разводившиеся теоретиками «по разные стороны».

Эта тенденция неизменно сопровождает средства СМИ в их стремлении привлечь и удержать внимание как можно большей аудитории. На телевидении появляются «гибридные» передачи, в которых формулы привычных жанров соединяются с ходами, приемами, стратегиями шоу, игры, театрализованной постановки.

Передачи в жанре инфотейнмент появились на российских экранах сравнительно недавно. Пожалуй, самые яркие и обсуждаемые из них, – проекты Леонида Парфенова «Намедни» и «Страна и мир». Их изучение представляется важным из-за того влияния, которое они оказывают сегодня на другие продукты медиа. Во многих телепередачах заимствуются их стилистика и приемы выбора материалов, построения сюжетов, способы общения со зрителем. В российском эфире инфотейнмент нередко заменяет собственно информационные и аналитические программы, претендуя на их нишу.

Понятие «инфотейнмент» подразумевает привнесение яркости в программу, которая представляет события дня или недели, ее ориентацию на зрелищность. Человека, включившего телевизор, следует удержать у экрана; ему не должно быть скучно, поэтому «интересность» становится основным критерием новостей и аналитики. Такое определение главной задачи программ-инфотейнмент вызывает дискуссии о границах жанров на телевидении, целях новостных передач, профессиональной этике журналистов, социальной ответственности телевидения.

В этих условиях такие передачи, как «Намедни» и «Страна и мир», считаются чрезвычайно успешными программами, которые задают планку качества для других телевизионных проектов (в 2002 году программа «Намедни» получила приз ТЭФИ Академии Российского Телевидения как лучшая информационно-аналитическая программа). Им сопутствует имидж дорогих респектабельных программ, в полной мере разделяющих образ современного медийного продукта.

По словам Леонида Парфенова, программа должна в первую очередь быть интересной для зрителя: «Какое противоречие в том, что информация интересная? Ведь это всего лишь означает, что она увлекательная и в этом смысле человека до известной степени развлекает». «Интересность» передачи – достаточно широкое определение; столь же условен аргумент учета желаний аудитории. Эти желания, в конечном счете, не артикулированы, или выражаются лишь в виде рейтинга, который складывается в результате выбора из ограниченного круга предложений.

Приверженцы серьезной аналитики обвиняют инфотейнмент в излишней легковесности, перемешивании высокого и низкого, однако успех первопроходца этого направления на российском ТВ программы «Намедни» доказывает, что серьезно не значит занудно, что и главная аналитическая программа недели, и вечерние новости могут быть делом искрометным и интересным.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)