Перестроечный и постперестроечный периоды в развитии социологии религии

Перестройка в СССР и празднование в 1988 г. 1000-летия крещения Руси существенном образом отразились в общественном сознании на оценке роли религии в жизни общества, в отечественной истории и культуре54. Опросы, проведенные в конце 1980-х гг., зафиксировали, особенно среди молодежи, положительное отношение к религии. По данным Института социологических исследований, избрание в 1989 г. народными депутатами Верховного совета СССР ряда священнослужителей было положительно воспринято 71,3% опрошенных москвичей, и лишь 3% – отрицательно.

Стал неуклонно повышаться уровень религиозности. Если еще в 1980-х гг. количество верующих в городах было от 10-15 до 20%, а в сельской местности – 25-30% и выше, то уже на рубеже 1980-1990-х гг. наблюдалось постепенное изменение отношения к религии со стороны общества, прежде всего у творческой интеллигенции и в молодежной среде. Социологические исследования начала 1990-х гг. показывают рост уровня религиозности до 40-45%, а конца 1990-х гг. – в диапазоне 40-60%.

  • Основные факторы роста уровня религиозности исследователями трактуются следующим образом:нарастающий кризис коммунистической идеологии.

В религиозном аспекте это находило свое выражение в росте церковной обрядности, в интересе к религиозной литературе, в моде на религиозную атрибутику в быту, в одежде, в обращении к религиозным сюжетам деятелей искусства и литературы. Возникло и активизировалось правозащитное движение в религиозной среде. Росло самосознание верующих, конфессиональная самоидентификация у определенной части населения страны;

  • на смену отношению к религии и религиозным организациям как явлению пережиточному, тормозящему общественное развитие, чуждому существовавшему общественному строю пришло отношение к ним как важному общественному институту, реальному компоненту современного российского общества, признание их исторического вклада в формирование российской государственности и культуры, воздание должного их общественным позициям и инициативам.

Отсюда следовала необходимость внимания государства к интересам масс верующих и представляющих их религиозных организаций, учета в политике их потребностей, мнений и настроений. Все это находило выражение в официальных документах государственных органов различного уровня, договорах и соглашениях между государственными органами и руководящими центрами конфессий, публичных выступлениях политиков, материалах средств массовой информации и т.д.;

  • показателем коренного изменения отношения государства к религии и церкви явилось новое правовое решение религиозного вопроса.

Положения Конституции Российской Федерации, касающиеся религии и права граждан на свободу совести, Федеральные законы «О свободе вероисповеданий» (1990 г), «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г), ряд других законодательных актов, имеющих отношение к данной сфере, вывели государственно-церковные отношения на уровень международных правовых норм и ныне полностью соответствуют обязательствам, принятым нашей страной на себя в связи с подписанием целого ряда международно-правовых документов, начиная со «Всеобщей декларации прав человека» (1948 г);

  • изменение позиции государства получило и определенное моральное измерение: был предпринят целый ряд шагов для исправления грубых ошибок, злоупотреблений и неправедных деяний прежних властей в отношении религиозных организаций, духовенства и верующих.

Этому был посвящен Указ Президента РФ о реабилитации жертв политических репрессий, который вернул доброе имя людям, пострадавшим в те годы за веру, за свое религиозное служение. Были освобождены из мест заключения и реабилитированы сотни людей, также осужденных за свои религиозные убеждения; приняты Распоряжение Президента и Постановление Правительства РФ о возвращении религиозным организациям и верующим ранее изъятых у них церковных зданий, святынь и культового имущества.

Своего рода актом покаяния государства стало выделение средств из бюджетов различных уровней на восстановление и реставрацию храмов и монастырей. Всенародным символом такого покаяния стало восстановление в кратчайшие сроки храма Христа Спасителя в Москве;

  • изменение в общественном сознании оценки исторической и современной роли религии и религиозных организаций, в первую очередь Русской Православной церкви; рост их престижа, индекса доверия к религиозным организациям в глазах общественного мнения.

Это породило определенные общественные ожидания, частично оправдавшиеся, частично – преувеличенные о способности Церкви (религиозных организаций) содействовать преодолению кризиса российского общества;

  • изменение позиций средств массовой информации как выразителя, в известной мере, состояния общественного сознания и общественных настроений.

Здесь также существует теперь полная свобода для публикаций по религиозной проблематике, в том числе и выражающих взгляды и мнения церковной иерархии, богословов, религиозно и конфессионально ориентированных авторов из числа деятелей культуры, ученых, журналистов и др. Возникли и быстро выросли как по количеству изданий, так и по тиражам конфессиональные СМИ. Религиозные организации различных конфессий широко используют светские СМИ, включая радио и телевидение, для пропаганды своего вероучения, религиозных нравственных ценностей.

Вышеизложенные факторы существенным образом повлияли на изменение религиозной среды общества. Они породили насыщенность и разнородность конфессионального пространства России, что находит выражение в многоконфессиональности состава его населения и большинства субъектов Российской Федерации. В Государственном реестре Минюста на 1 января 2010 г. зарегистрированы 23494 религиозных объединений и организаций, представляющих свыше 60 конфессий, церквей, религиозных направлений и деноминаций. Кроме того большое число религиозных групп действуют без регистрации, не получая статуса юридического лица.

Смена оценки религии на государственном, общественно-политическом и культурном уровне потребовала перестройки концептуальных и организационно-технических сторон исследований. В постперестроечное время религия оказывается включенной в новый социокультурный и политический контекст модернизации российского общества, меняются важнейшие параметры ее взаимодействия с обществом. Возрос масштаб и значение «социального заказа» в области изучения религиозности как реального фактора современного общественного развития.

Такого рода исследования взяли на себя различные центры по изучению современных религиозных феноменов. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) отслеживал в своих системных опросах динамику религиозности в стране. Взаимовлияние религии и политики в контексте современных общественных процессов в России изучалось аналитическим центром при Президиуме Российской академии наук (РАН) и социологическим центром Российского научного фонда. Сектор социологии религии при Институте социально-политических исследований (ИСПИ РАН) осуществлял ряд проектов по проблемам межконфессиональных отношений, религиозности в армии и т.д. Центр «Религия в современном мире» Российского независимого института социальных и национальных проблем (РНИСиНП) и Социологический центр МГУ им. М.В. Ломоносова выбрали объектом своего исследования межконфессиональные проблемы в стране. Наряду с общероссийскими опросами проводились локальные исследования в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах страны.

При всей спорадичности и преобладании политического аспекта исследований, социологические данные научных центров дают определенную картину современной религиозности, обнаруживают ее тенденции, позволяют оценивать влияние религии на состояние массового сознания. Так, при современном уровне религиозности фиксируется не соответствующие им характеристики степени религиозности неофитов. По данным социологических исследований представление о Боге как личности, творце и мироуправителе свойственно 1/3 тех, кто считает себя верующими православными и мусульманами; посещают храм (мечеть) не реже одного раза в месяц – 18,5%; молятся ежедневно – 17%. Отмечается также увеличение доли тех, чья религиозность не вписывается в рамки каких-либо традиционных вероисповеданий, носит аморфный характер.

Данные факты свидетельствуют о широком распространении «ситуативной религиозности». Называя себя при социологических опросах православным, мусульманином, буддистом и т.д., многие респонденты имеют в виду не свою мировоззренческую ориентацию, но умонастроение, отличающееся значительной неустойчивостью. Другие исходят из данной этнокультурной или этноконфессиональной среды, определяя свою принадлежность к конфессии по рождению: русский – православный, дагестанец – мусульманин, бурят – буддист и т.д. Поэтому простое суммирование ответов о конфессиональном самоопределении дает искаженное представление о действительном уровне религиозности.

С процессом демократизации и реформирования общественного устройства страны происходит всплеск появления в России новых религиозных движений (НРД). Российские конфессии в своей деятельности стали обращаться к социальным проблемам в обществе. Эти процессы пошли по следующим направлениям:

  • в стране появилась масса иностранных миссионеров и проповедников, представлявших различные вероисповедания: как уже действующие в России, так и новые – Церковь саентологии, Новоапостольская церковь, Церковь Иисуса Святых Последних дней (мормоны), Ассоциация «Церквей Объединения» (Муна), религиозные движения и культы ориенталистского толка;
  • стали возникать религиозные образования отечественного происхождения: Белое Братство – Юсмалос, Церковь Божьей Матери «Державной», Церковь последнего завета (Виссариона) и др. Возрождаются уже забытые старые языческие культы и появляются новые – неоязыческие образования;
  • увидели свет социальные концепции, в начале, Русской православной церкви57, а чуть позже протестантских церквей, мусульман, иудеев, адвентистов. Данные документы стали своеобразной вехой в в утверждении конфессий в обществе.

Данные феномены требовали своего научного изучения и социологического осмысления. Большой вклад в исследовании этих процессов был внесен кафедрой религиоведения МГУ им. М.В. Ломоносова, кафедрой государственно-конфессиональных отношений РАГС при Президенте РФ и другими научными центрами.
Вместе с тем, скрупулезному изучению были подвергнуты и другие процессы, связанные с религий: характеристика динамики и религиозной ситуации в современной России и за рубежом; религия и политика; национальное и религиозноеи др.

Выпущенный в 1979 г. учебник по социологии религии И.Н. Яблокова дополнился в постперестроечное время новым учебным материалом таких авторов, как М.М. Шахнович, О.Ф. Лобазова, А.Ф. Тришин и др. Выходят словари-справочники и энциклопедические словари, обогащающие знания в области социологии религии . Важный вклад в теоретические разработки по социологии религии внесла работа В.И. Гараджи . Наряду с общетеоретическими вопросами социологии религии, публикуются работы отечественных и зарубежных классиков религиоведения, доселе неизвестных для широкого круга российских исследователей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)