Педагогические эффекты и эффективность

Всякий эффект от деятельности имеет отношение к ее  результатам,  так  как  является, по существу, их следствием. Но не всякие результаты деятельности дают эффект.

Как и педагогические результаты, эффекты также множественны. Среди них различают адекватные, обратные и побочные эффекты. Адекватные эффекты являются прямым следствием результата осуществленных педагогических действий, которое выражается в позитивной ожидаемой реакции воспитанников (учащихся) и проявляется в их адекватном поведении, действиях, личностных проявлениях, продуктивных достижениях.

Понятие обратный эффект означает, что последствия произведенных действий оказались противоположными тем намерениям (задачам), ради которых эти действия предпринимались. Например, желая добиться от человека проявлений заботливости, внимательности и т.п., его постоянно упрекают в их отсутствии, что может вызывать у него специфическую защитную реакцию и при- вести к торможению собственных порывов проявить эти качества:

«Не хочу делать то, что меня заставляют». Тот же эффект может проявиться как реакция на злоупотребление так называемым примером. Многим хорошо известна ситуация: если кого-то слишком часто и по любому поводу ставят в пример, то ни за что не хочется становиться на него похожим.

Побочные эффекты -— это разнообразные неожиданные (непредполагаемые, незапланированные) следствия результатов педагогической деятельности. Они могут оказаться как  позитивными, так И негативными.

Соотношение продуктов, результатов и эффектов педагогической деятельности. Разобраться в этом важно хотя бы для грамотного составления аналитических отчетов и справок. Продукт — это то, что получилось в действительности.

Вспомним метод исследования, основанный на изучении продуктов деятельности учащихся. Продуктивная с формальной точки Зрения деятельность может оказаться педагогически нерезультативной, если полученный продукт не будет соответствовать по- ставленной цели и заданным критериям оценки качества результата.

Педагогическая деятельность может быть результативной,  но не эффективной (скажем, для получения результата понадобились большие временные и ресурсные затраты, к тому же обозначились такие негативные эффекты, как ухудшение здоровья).

Вместе с тем действительно эффективная деятельность обязана быть результативной и продуктивной, поскольку лишь исходя из уже имеющегося результата и достоверной информации о характере и способе получения продукта можно судить о степени эффективности профессиональных действий.

Например, налицо «продукт» обучения — сданные вовремя рефераты. Если целью педагога было именно наличие рефератов, цель достигнута и деятельность результативна.

Но если его целью было обучить учащихся написанию реферата, то обучающий результат может быть и нулевым, так как большинство текстов окажется «скачанными» студентами из Интернета. Правда, в этом случае приобретаются навыки сетевого поиска, что может быть расценено как определенный побочный эффект.

В понятии «правильность результата» заложена степень отличия продукта от образца. В образовательной практике важно пони- мать, существует ли вообще образец: есть ли четко обозначенный образовательный стандарт, воспитательный идеал, эталонный образец деятельности, образ проекта и др.

В праксеологии существует понятие «чистотарезультата». В технической сфере это находит выражение в системе допусков и посадок. Для гуманитарных областей, в число которых входит и педагогика, речь может идти о некотором прогностически заданном диапазоне, в рамках которого варьируются результаты.

При оценке результатов педагогической деятельности важно определить, чего в них недостает по сравнению с ожиданиями. Не менее продуктивно обнаружение в структуре результата избыточных свойств (ненужных включений), на которые потрачены время и энергия.

К сфере педагогического труда вполне применим всеобщий закон сохранения энергии. Экономичность действий рассматривается в праксеологии как частный случай чистоты работы. Причем под экономичностью в гуманитарном контексте подразумеваются не только и не столько финансовые затраты на достижение результата, сколько рациональность и простота, позволяющие сохранить физические, психологические и нравственные силы участников деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)