Педагогическое качество деятельности

В ходе профессионального обучения, повышения квалификации или самостоятельного продвижения в профессии возникает праксеологическая задача сведения разнообразных типов и форм профессиональной деятельности к теоретическому конструкту, который бы отражал общие закономерности, присущие любому ее виду.

В данном случае речь идет о признаках педагогической деятельности, ее ценностях и смыслах, компонентах и их функциях, специфике результата и критериях его оценки. Именно поэтому одним из назначений праксеологии является  нахождение в педагогической деятельности того, что определяет ее качественное отличие от других видов профессиональной активности.

Чем деятельность профессионального педагога (учителя, вузовского лектора, воспитателя детскопхсада и др.) отличается от деятельности представителей других профессий? Как узнать, что вы (или кто-то другой) действительно занимаетесь педагогической деятельностью?

Этот вопрос носит сугубо практический характер, поскольку напрямую связан с проблемами исчисления педагогического стажа. Действительно, являются ли педагогическими работниками мастер ПТУ, спортивный тренер, руководитель детского хора, воспитатель общежития, методист института повышения квалификаций?

Или они принадлежат к носителям каких-то других профессии? Так, было время, когда школьным администраторам, вожатым, аспирантам, работникам подростковых клубов не засчитывался педагогический стаж. Считалось, что они занимаются чем-то отличным от педагогической деятельности.

Сравним два термина педагогическое качество деятельности и качество педагогической деятельности. На первый взгляд в них говорится об одном и том же. Однако на самом деле речь идет о вещах, разных с профессиональной точки зрения.

В первом случае нам важно разобраться, действительно ли деятельность принадлежит пространству педагогики (например, действия, связанные с поддержкой, сопровождением, диагностикой, консультированием, помимо педагогики могут лежать в плоскости медицины
или юриспруденции). Во втором случае возникает проблема оценки качества деятельности по педагогическим критериям.

Категория качества никогда не сводится к сумме отдельных свойств того или иного объекта. Она выражает целостную характеристику их функционального единства. В социальном плане качество— интегральный показатель соответствия чего-либо определенной норме, эталону, образцу, стандарту.

Категория качества объективно имеет несколько значений и поэтому в различных контекстах может трактоваться по-разному. В самом общем виде она выступает как мера определенности феномена, помогающая обнаружить границы сохранения его сущности.

С философской точки зрения категория качества не носит оценочного характера, поэтому для философа бессмысленно ставить вопрос о различении плохого и хорошего, низкого и высокого
качества. Но возникает вопрос о качественной определенности того иди иного предмета или явления.

Философское понимание качества образования указывает на то, что же именно отличает его от других социальных явлений и систем (например, от здравоохранения, торговли, строительства,
спорта и др.).

С помощью философско-педагогического понятия «качество» можно описать видовое отличие носителя определенной профессии от представителей других профессий. Одну деятельность отличает oт другой специфика предмета, особенности компонентов структуры а их функций (характер и направленность цели, содержание; средства и способы осуществления; виды результатов), механизмы влияния на действительность.

Неслучайно еще Аристотель в «Никомахфвой Этике» отмечал необходимость определения качества деятельностей, поскольку от их различения зависит разница в
нравственных устоях.

Итак, специфика профессионального качества определяется:
– предметом труда;
-специализацией функций, необходимых для преобразования этого Предмета;
– своеобразием системы отношений, связывающих людей в процессе совместной трудовой деятельности;
-личностными особенностями, обеспечивающими целостность профессиональной позиции.

Анализируя особенности педагогической деятельности, философы отмечают, что ее бытийной миссией является «социально-духовно-педагогическое воспроизводство человека; воспроизводство общественного интеллекта, знаний, культуры поколений, связанных социальной памятью, исторической судьбой».

При этом учительство как профессия неразрывно связано с «корнем» своего происхождения, «тотальной» педагогической деятельностью как «родом деятельности личности».

Пытаясь выяснить, чем же именно характеризуется профессионально-педагогическое качество, мы обнаруживаем в его структуре следующие признаки:

-наличие системы отношений «учительство — ученичество»;
– направленность профессиональных действий на работу с человеческим качеством;
-особые процедуры организации деятельности, обеспечивающие целенаправленное изменение людей и условий их становления;
– возможность на уровне профессионального самосознания способствовать развитию самой деятельности и преобразованию ее носителей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)