Отличительные особенности и характерные черты социально-гуманитарного знания

То, что наука имеет подразделения, например, делится на гуманитарные и точные, уже косвенно говорит об относительности всякого знания.

Само представление о мире и его проявлениях постоянно дополняется, а нередко меняется кардинально.

Достаточно вспомнить переход во взглядах от птолемеевской космогонической теории, где земля представлялась центром вселенной (геоцентрическая модель), к коперниковской системе (гелиоцентрическая модель мира), где земля оказалась одним из элементов солнечной системы. Социально-гуманитарные науки изучают человека и общество.

Социальное знание вообще по своей природе не может быть сформулировано в точных, однозначных категориях и выводах. Социальное явление почти всегда многозначно в своих проявлениях и оценках людьми данного явления.

Это отличает социально-гуманитарное знание от естественнонаучного, стремящегося к относительной точности.

Кроме того, сложилось разделение внутри общественных наук на социальное и гуманитарное знание.

Если для социальной науки главным стало выявление закономерностей общественных процессов, гуманитарное знание подчеркивает неповторимость и уникальность явления, связанного с личностью человека и его деятельностью, с чувствами, переживаниями, с проблемой внутреннего мира, интуицией и верой.

По сути, гуманитарное знание – более широкое по содержанию, даже по сравнению с социальным, и не всегда соответствует строго научному смыслу, так как может включать в себя понятия, которые трудно определить в строгих научных категориях (например, любовь, разум, дух, истина, красота, бытие, жизнь и смерть).

С этой точки зрения социология, культурная антропология, политология, право – это социальные, но не гуманитарные науки, а филология, искусствоведение и даже история – образцы гуманитарного знания.

Культурологию большинство специалистов относят к предметам, объединяющим в себе оба эти начала, как междисциплинарную науку.

История, хотя она сегодня нередко использует точные методы исследований, например, цифры, статистику, обычно относится к гуманитарным наукам, ибо для изучения истории очень важны личностные оценки событий и фактов, а их невозможно сделать историку, не проявляя собственного отношения к тому или иному событию, т.е. встает вопрос об объективности и нейтральности оценок.

Интересно
На историка могут оказывать воздействие личностные пристрастия, ценности, принятые в данном обществе и многое другое (партийное, классовое, государственное воздействие, которые еще совсем недавно испытывали советские историки).

Поэтому историк не может быть абсолютно беспристрастным, в силу чего история сближается с широким гуманитарным знанием.

Социология же использует более «точные методы»: опрос, наблюдение, эксперимент, хотя их точность также относительна, ибо они могут использоваться человеком, имеющим определенные социальные установки.

Предметом изучения социологии (предмет характеризует то, что конкретно интересует ученого в данной области исследования) являются социальные отношения – те внутренние взаимосвязи, которые создают общество и которые основная масса людей и общество стремятся поддерживать.

Общество – характеризуют не столько люди, сколько организации, которые помогают людям взаимодействовать в нем.

Таким образом, главным предметом изучения в социологии являются формы взаимодействия людей, роль социальных институтов, которые помогают людям взаимодействовать.

Социологию можно определить и как отрасль науки о человеческом поведении, ставящую цель раскрытия причинно-следственных связей, возникающих между индивидами и группами в процессе социальных взаимоотношении и взаимодействий (и в этом она сильно сближается с психологией).

При этом она изучает традиции, структуры и институты, влияние групп и организаций на поведение и характер людей. Человеческие взаимодействия с ролью и функциями социальных институтов составляют понятие «общество».

Различают основные типы социальных отношений: экономические, политические, нравственные (или духовные).

Основоположник современной социологии Огюст Конт считал, что нарушение взаимодействий этих типов социальных отношений может порождать в обществе войны, революции и т.д.

И, наоборот, их согласие ведет к миру, к компромиссу, к содружеству, к интеграции между различными общественными силами.

Социология особо подчеркивает, что важны не просто взаимодействия людей. На основе взаимодействий создаются социальные структуры и социальные институты (и в этом коренной разрыв с психологией, которая уходит в своих поисках во внутренний мир человека): простые, например, семья и сложные – государство.

Эти социальные структуры создаются с различными целями:

  • для рождения и совместного воспитания детей;
  • для занятий спортом (спортивные общества и кружки);
  • для реализации политических пристрастий (образование политических партий) и т.д.

При этом, в любом случае, люди, вступая во взаимодействия, создавая объединения, всегда берут на себя определенные функции и выполняют определенные роли.

Каждый человек, принадлежа всему обществу, одновременно принадлежит и огромному числу общностей, выполняет большое число различных социальных ролей и связанных с ними функций. Поэтому, по свидетельству исследователя Кравченко, первокирпичиками социологии как научного предмета выступают социальные статусы и роли.

Статусом называется позиция, положение человека в группе или обществе. Статусы различаются через роли.

Статус мужа имеют многие мужчины, но это не означает, что все они одинаковы в этой роли, т.е. у одного статуса может быть много ролей. Статусы дают статистическую, а роли динамическую картину общества.

Статусы тесно связаны с определенными социальными группами, из которых состоит общество.

Социальные группы различаются социальным положением. Люди меняют социальные статусы, чтобы попасть в наиболее привлекаемые для них социальные группы и в них играть уже новые социальные роли (то, что называется в социологии социальной мобильностью).

В связи со стремлением людей к социальному движению и попаданию в определенные социальные группы, а значит к смене (обычно – через повышение) своего социального статуса, должна работать система социального контроля – механизма регуляции поведения индивидов и групп, включающая в себя определенные нормы и санкции. Без этого нет общества. Все это опирается на существующие в обществе социальные институты.

Семья, государство, религия, образование, искусство, наука – это фундаментальные социальные институты, через которые современные люди могут менять свои социальные статусы.

Социальные институты выстраивают определенную для данного общества социальную стратификацию (совокупность больших социальных групп, расположенных иерархически по критериям власти, экономического достатка, уровня образования и социального престижа).

Из всего этого складывается современное общество, которое порождает такое особое, неприродное явление, которое называется «социальным».

«Социальное» считается свойством, внутренне присущим индивидам и общностям, но оно не дается нам природой, а формируется в процессе социализации (т.е. включения человека в общественную жизнь).

Однако при этом оказалось нельзя просто включить в общество людей, которые воспитывались с раннего детства вне общества, например, в стае волков (Маугли).

«Социальное» не присутствует в нас изначально, от природы, его надо формировать и поддерживать.

На сегодняшний день считается, что потребность в «социальном» внутренне присуща природе человека как коллективного существа, но для его проявления человек должен пройти особый качественный процесс, называемый социализацией, а потому социальное не имеет ничего общего с простым физическим коллективизмом, которое проявляется в коллективном поведении животных в стадах или стаях.

Возможно, Маугли не смог жить в человеческом обществе, ибо здесь ему надо было не просто совместно добывать еду или защищаться от врагов, но выполнять более сложные совместные социальные функции, которым он не мог научиться у животных.

Общество основано не только на взаимодействии, но и на функциональном разделении. Однако сама человеческая личность двоится: коллективизм и эгоизм. Если утверждать, что природа человека только эгоистична, тогда это подрывает сущность «социального».

Человек очень часто не любит, ненавидит окружающее общество, но уйти из него не хочет. Эгоизм тоже может быть социальным явлением, а не просто физическим.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)