Основные формы и агенты социализации

Основными формами социализации (по крайней мере, для детского и юношеского возраста) являются.

Адаптация – это процесс привыкания к изменившимся условиям, к новым условиям, это ограниченный во времени период; адаптация происходит или не происходит.

Обучение – это сложный период приобретения необходимых знаний, обычно новых. Обучение обычно понимается, как один из элементов или этапов процесса социализации. Это означает, что это явление более узкое по форме и по времени, чем процесс социализации. То же касается процесса воспитания.

Воспитание – это процесс воздействия на духовную сферу и поведение личности. В любом случае, воспитание, как и обучение – это составные части процесса социализации, а, следовательно, они более узки в своих задачах и целях.

Взросление – это отдельный период в жизни человека, обычно охватывающий период с 10 до 20 лет, когда приобретаются соответствующие возрасту (и обязательно в сравнении с предыдущим детским возрастом) психологические, физические, умственные и социальные черты.

В сравнении с процессом социализации – это лишь отдельный период, этап в процессе социализации.

Интересно
Возмужание, в основном, это физико-физиологический процесс укрепления организма; он также касается ограниченного периода жизни, не растягивается на всю жизнь, когда бывший ребенок приобретет внешние черты взрослого человека. Обычно это период подросткового и юношеского возрастов.

Социализация носит не только индивидуальный, но и коллективный характер.

Если бы все взрослые исчезли в один день, а остались только малые дети, то результат был бы плачевным для них: если бы они даже и не погибли и смогли выжить, они не смогли бы воспользоваться достижениями человеческой культуры, которые для них остались бы только памятниками и понадобилось бы много исторического времени, чтобы научиться ими пользоваться. Значит, огромную роль играют агенты социализации.

Агенты социализации – это конкретные люди, группы людей или социальные институты, которые нас включают в общество.

Индивидуальными агентами социализации могут быть конкретные люди: родители, родственники, друзья, коллеги, учителя и т.п. В роли коллективных агентов социализации выступают социальные институты.

Ведущим агентом социализации является семья (как коллективный агент социализации). Может, главная задача семьи, после рождения ребенка, это социализировать, включить его в общество.

Именно в семье формируется первичная социальная сущность ребенка. Семья дает имя ребенку, включает его в общество. Фактически, социальное положение родителей определяет и социальный статус детей, во всяком случае, на первом этапе.

Раньше, в прежние века, социальное положение родителей фактически определяло положение детей, сейчас такой прямой зависимости уже нет, но этот фактор остается.

Во всяком случае, именно в семье формируются первичные половые роли и, если возникают трудности в дальнейшем, – причину надо искать в семье: семья одновременно тот институт, который способен принести как пользу, так и вред.

Особенно, если в семье проблемы: неполная семья, пьющий отец, еще хуже, если мать, низкое социальное положение семьи и т.д. – все это отпечатки на характере детей этой семьи.

Конечно, здесь связь не жесткая: сын алкоголика может сам стать алкоголиком, а может выработать в себе прочное противодействие этому, как правило, под влиянием других людей и вырасти совершенно другим человеком.

Другой важный агент социализации – школа. Отличия от семьи: в семье к ребенку относятся, как правило, как к единственному и любимому, а школа в этом отношении более нейтральная сфера социализации, она оценивает человека по реальным способностям и возможностям.

И в оценке своих возможностей и способностей ребенок больше доверяет школе, чем семье. Но, одновременно, в школе ребенок начинает понимать, что такое «социальная несправедливость», «социальная иерархия», «власть» и многие другие понятия.

Еще один агент социализации – окружение сверстников. Специалисты отмечают, что чем ближе подросток к подростковому возрасту, тем большее влияние на него оказывают сверстники и, наоборот, падает влияние семьи и школы.

Уважение сверстников может на этом этапе компенсировать неудачи в школе и проблемы в семье с родителями. Именно в этот период подросток лучше всего узнает о своих реальных способностях, в сравнении со сверстниками. Но в этот период возникают конфликты с семьей, с представителями других поколений.

Группа сверстников, по сути, развивает два основных направления: конформистское и соревновательное. Конформизм – это стремление не выделяться, быть в рамках данной группы.

Нормы группы становятся нормами и подростка. В то же время принадлежность к группе сверстников заставляет находить свое место в этой группе, а значит, себя определять, видеть свою самость, особенные черты, в сравнении с другими членами группы.

Интересно
Так как подросток одновременно принадлежит к разным социальным группам, а его собственные позиции еще не устоялись, он испытывает противоречия. Семья требует одного, школа как социальная группа, требует своего, а принадлежность к группе сверстников заставляет подростка вести себя как-то иначе.

Именно, когда он видит все эти различия, он начинает выстраивать свою линию поведения: что-то принимает от семьи, что-то от школы, что-то от сверстников. Так и формируется личность. К чему-то молодой человек начинает относиться критически, к чему-то терпимо, к чему-то настороженно, а к чему-то потребительски и т.д.

Среди других агентов социализации надо выделить средства массовой информации. Их влияние на все группы населения и, особенно на молодежь, огромно. Разве не может воздействовать на молодого человека образцы красивой зарубежной жизни, показанные в сериалах?

Телевидение создает стереотипы поведения и жизни. С другой стороны, средства массовой информации, а сегодня и интернет – это средства, которые позволяют компенсировать различия в получении информации представителями привилегированных классов и остальным населением, которое, к примеру, не живет в больших городах. Важным фактором (агентом) социализации является работа, профессия.

Правда, надо иметь в виду, что работа и профессия – это уже формы вторичной социализации.

Как это не покажется странным, но для общества главным результатом, итогом социализации является установление социального контроля над индивидом.

Контроль может осуществляться отдельным человеком и носить  индивидуальный характер, а может осуществляться группой, слоем, классом, семьей, учреждением, институтом, обществом и носить общественный характер. Формы социального контроля разнообразны.

Но, пожалуй, главными элементами социального контроля выступают вознаграждение и наказание, которые одновременно являются элементами социализации.

Вознаграждение в разных видах. Наказание – также. Например, увольнение как форма наказания – элемент социального контроля, который меняет форму социализации человека. Социальный контроль, по сути, как фактор социализации, применятся для сортировки удачливых и неуспешных.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)