Исследования Р. Дарендорфа и современное видение роли социального партнерства

Конечно, никто не хочет сказать, что якобы в современном мире общая тенденция к консенсусу и нет никаких противоречий.

Но конфликт, по Дарендорфу, может быть положительным для общества, вести к его развитию, если он не загоняется в угол, если он не решается с позиций только одной из сторон, т.е. если он решается, наоборот, с позиций социального партнерства.

Именно конфликт, по Дарендорфу, составляет творческое ядро общественной жизни. Каждый социальный конфликт есть вызов, требующий рационального регулирования во всех сферах общественной жизни и установления контроля над общественными явлениями.

Однако как основатели идеи партнерства, так и ее нынешние исследователи отрицают классовый характер социальной конфликтности.

В настоящее время, считает Р. Дарендорф, остались только следы классовых противоречий.

Современное социальное партнерство – это:

  • новый тип мышления, социальной психологии, в центре которых стоит человек, общечеловеческие ценности;
  • реально складывающаяся система отношений между классами, социальными группами и социальными слоями, в которой приоритет принадлежит общенациональному согласию, недопущению того, чтобы разные социальные группы общества истощали себя во взаимной борьбе;
  • важнейшее направление социальной политики государства;
  • совокупность организаций, которые создаются из представителей работников наемного труда, работодателей и государства для регулирования социально-трудовых отношений.

Считают, что тип социального партнерства как общественного явления стал возможен, ибо кардинально изменились на Западе «власть» и «государство».

В частности, в рамках идеи социального партнерства говорят о необходимости в корне пересмотреть саму философию власти, перейти от власти как гегемонии к власти как партнерству. В идеале, власть должна организовывать людей на сотрудничество и взаимодействие.

Интересно
Социальное партнерство в современном варианте начало свое становление в Западной Европе во второй половине 60-х годов нынешнего столетия, когда западноевропейские страны пережили тяжелый экономический кризис. Кризис проявился в росте цен, обострил безработицу.

Обострилась борьба трудящихся в защиту своих интересов, вызывая тревогу крупного капитала и объективную необходимость менять стратегию и тактику взаимоотношений.

Тогда появилась концепция «активного общества» Р. Дарендорфа. Он стал в Германии одним из современных теоретиков вопроса социального партнерства.

По мнению Р. Дарендорфа, социальная жизнь в целом есть конфликт. Именно конфликт, по Дарендорфу, составляет творческое ядро общественной жизни. Каждый социальный конфликт есть вызов, требующий рационального регулирования во всех сферах общественной жизни и установления контроля над общественными явлениями.

Но конфликт в последнее время изменился. Так, Р. Дарендорф считает, что классовый конфликт ранее доминировал на политической сцене. Он был движущей силой развития.

В настоящее время, по его мнению, остались только следы этого конфликта. Движущей силой становится идея социально-демократического единства.

По Дарендорфу, в современном обществе реже возникают конфликты, исчезают антагонизмы, уравниваются социально-экономические интересы труда и капитала, что является отличительной чертой концепции «активного общества».

По Дарендорфу, сегодня происходит активное растворение границ, которые определяли принадлежность индивида к тому или иному классу. Эта принадлежность, по нему, исчезает.

Таким образом, концепция «активного общества» представляет собой модернизированный вариант концепции «социального партнерства», создающий мнение о возможности решения социально-политических конфликтов не революционным путем, а исключительно путем реформирования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)