Коммерческое телевидение

Модель коммерческого телевидения, ориентированного на запросы и потребности массовой аудитории, основой существования которого является реклама, – единственная на сегодняшний день приемлемая форма функционирования отечественных телеканалов.

Синонимом коммерческой модели ТВ долгое время выступало телевидение США. Общенациональные сети эфирного телевидения – NBC (Эн-би-си, National Broadcasting Company, создана в 1926 году), CBS (Си-би-эс – Columbia Broadcasting System, 1927 год), ABC (Эй-би-си – American Broadcasting System, 1943), Fox («Фокс», получившая статус национальной сети в 1986–1987 годах) – находятся в частной собственности, их программы принимаются зрителями бесплатно. В основе экономики сетей лежит продажа рекламы, хотя сети ведут и другие коммерческие операции на телерынке: производят и продают телепрограммы, реализуют аудио- и видеокассеты, торгуют авторскими правами на свои программы. В некоторых случаях телесети выступают и как игроки на финансовом рынке, проводя операции с ценными бумагами. В этом случае финансовая сфера считается вторичным рынком и не может приносить значительных прибылей. Главным доходом телесетей остается реклама, направленная, прежде всего, на массовую аудиторию.

Первая коммерческая телекомпания в России была создана в 1988 году. Это была региональная коммерческая телекомпания НТВ, которая вещала в городе Нижний Новгород.

Телевидение «нового поколения» перестало быть партийно-государственной монополией, опробовав почти все формы собственности (акционерную, частную и проч.); произошло разделение телекомпаний на программопроизводителей (продюсерские фирмы) и вещателей (появились даже  посредники между первыми и вторыми – дистрибьюторы); результате возник рынок программ – конкуренция в этой области должна способствовать насыщению рынка зрительских интересов. Если все классификационное «разнообразие» советского телевидения сводилось к делению на центральное и местное вещание, то к медиане 90-х годов российское ТВ требовало значительно более сложной классификации:

  1. По способу трансляции:
    1. эфирное
    2. спутниковое
    3. кабельное
  2. По типу деятельности:
    1. вещательные
    2. программопроизводящие
    3. дистрибьюторы
  3. По охвату аудитории:
    1. общероссийские
    2. региональные
  4. По форме собственности:
    1. государственные
    2. негосударственные, среди которых все разнообразие дозволенных законом форм собственности: частные, акционерные общества открытого и закрытого типа, общества с ограниченной ответственностью, товарищества с ограниченной ответственностью;
    3. смешанные компании с участием зарубежных инвесторов.

К 1995 году в Российской Федерации сформировалась децентрализованная система телерадиовещания с организационно-правовыми и экономическими принципами ее функционирования:

  1. Государственные телекомпании получили статус государственных унитарных предприятий, наделенных правами хозяйственной деятельности, приносящей доходы, обрели широкие полномочия в определении своей программной политики, в том числе объемов структуры и сетки вещания.
  2. Инициаторами развития телерадиовещания в регионах все в большей степени становятся администрации регионов.
  3. Ярко выражена тенденция организации собственных каналов распространения региональных и местных программ.
  4. Бурно развивается рынок рекламы, который сегодня является основным фактором, способствующим повышению экономической самостоятельности телерадиокомпаний.

Основной статьей доходов как государственных, так и коммерческих каналов сегодня является реклама. Если посмотреть, как распределяется доля национальных рекламных бюджетов на национальных каналах, видно, что государственные каналы, в частности, Первый канал и РТР, получают 65 % всех денег от рекламы, а негосударственные – 35 %. По мнению многих экспертов, на рынке сложилась олигополия [oligopolists – многие над] – тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, от чего удалось уйти многим странам.

Так, США являются классической страной коммерческого телевидения. Телевидение здесь находится в частной собственности, государственное телевидение отсутствует. Частное коммерческое телевидение подчиняется жестким законам рынка, и, прежде всего, принципу конкурентной борьбы, который заставляет телевещателей находиться в постоянном поиске новых телевизионных форм, технических ухищрений, для того чтобы удержать телезрителей у своего канала. Этот принцип диктует американскому телевидению ориентацию на зрительские интересы, высокую мобильность, нацеленность на динамичное развитие.

Ориентация на интересы и потребности «большинства» определяет преобладание в программах наиболее массовых видов зрелищ: информации и развлекательных программ. Развлекательные программы различных видов и жанров составляют до 70 % эфирного времени. Ориентация на удовлетворение разнообразных потребностей зрителей стимулировала возникновение множества программ, каналов, чему способствовало развитие локальных кабельных сетей и спутникового вещания. Мультиканальное вещание, порожденное когда-то кабельными сетями, изначально рассчитано на «узкие» интересы, на удовлетворение потребностей в телесмотрении конкретных целевых групп, что также представляет интерес для рекламодателей. Специализированные – спортивные, развлекательные, информационные, фильмовые, детские, семейные и пр. – телевизионные каналы составляют сегодня значительную долю американского телевизионного эфира.
Но за возможность смотреть программы «по интересам» зрителям приходится платить, осуществляя «подписку» на выбранные каналы.

Американская система телевидения отличается от всех остальных в мире. Она развивалась из маленьких коммерческих институтов развлечения в глобальные телесети, никакой правительственной помощи не получала. Если же посмотреть на русское, английское, французское, немецкое телевидение, то мы увидим, что изначально это были государственные телеканалы. В дальнейшем одна большая телекомпания развивалась, делилась, создавала филиалы, коммерческие подразделения. Коммерческое телевидение опирается на то,в че м заинтересованы рекламодатели. В том и заключается идея коммерческого телевидения, что оно ориентировано на целевую аудиторию. А потом она становится потенциальным покупателем продукции определенного рекламодателя. Термин «медиапланирование» также появился в США в середине 1960-х годов. Медиапланированием называется процесс выбора средства, места, времени, размера и частоты размещения рекламы. Соответственно, эффективным медиапланированием можно назвать то, что имеет комплекс положительных решений, то есть, когда рекламное сообщение будет размещено в самое выгодное время, на наиболее подходящем для целевой аудитории рекламоносителей, в выигрышном месте, оптимальным размером, необходимое количество раз и при минимальном бюджете. Таким образом, телевидение старается удовлетворить интересы не только телезрителей, но и, может быть, в первую очередь, интересы рекламодателей.

В основе философии коммерческого канала – развлечение аудитории. Фильмы, программы в жанре «инфотейнмент» и минимум журналистики. Это те и только те программы, которые дают каналу высокие рейтинги. Сегодня трудно представить телеканал без службы медиамаркетинга – это особый вид редакционной деятельности, целью которой является получение и активное использование информации, необходимой для оптимизации производства и продвижения на медиарынок товара, удовлетворяющего запросы и потребности аудитории, что способствует укреплению финансовой базы СМИ и обеспечению его существования.

Телевизионный маркетинг как систематическая и сознательная деятельность возникает в силу рыночной ориентации ТВ и растущей конкуренции. Растет роль контрпрограммирования (сетка вещания строится исходя из тактики других каналов). Внедряются приемы удержания зрителя и обеспечения аudience flow (перетекания аудитории с формата на формат). Телеканалы активно используют для самопродвижения собственный эфир и внеэфирные носители – прессу, радио, наружную рекламу, интернет. Проморолики предваряют и закрывают рекламные блоки, а также ставятся в стратегических точках эфира.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)