Особенности протекания кризиса семи лет
Под кризисом семи лет понимается возрастной кризис ребенка, когда заканчивается дошкольный период жизни и начинается новый школьный. В зависимости от различных социальных факторов кризис у ребенка может наступить и раньше: с шести лет или восьми.
В работах Е. А. Стребелевой, И. А. Зимней приводятся данные о том, что кризис «помолодел» (шесть с половиной лет).
Основными симптомами кризиса семи лет являются: кривляние, манерность и непослушание. Ребенок либо идет на открытый конфликт, либо делает вид, что не слышит взрослых. И в том, и в другом случае поведение ребенка является признаком кризиса.
Несмотря на то, что все возрастные кризисы в жизни ребенка имеют схожие симптомы, у кризиса семи лет есть свои особенности. Если в три года ребенок говорит «Я сам», то кризис семи лет связан с утратой детской непосредственности, то есть с возникновением интеллектуального момента между переживанием и поступком.
Основным фактором такого поведения ребенка является культурная среда, в которой он воспитывается. Родители все время говорят: «Вот ты уже взрослый, идешь в школу!» Поэтому, когда ребенок становится школьником, он считает, что теперь занимает новую социальную позицию в обществе – теперь он взрослый.
Кризис семи лет связан с изменениями не только внешними, но и внутренними. Именно в этом возрасте на физиологическом уровне происходит интенсивное биологическое созревание детского организма.
Самая существенная черта кризиса семи лет – начало процесса дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка, который рождает множество новых для него переживаний.
Именно в младшем школьном возрасте у ребенка формируется так называемая «внутренняя позиция школьника». Вся проблема в том, что у некоторых детей она формируется еще до того момента, как он пошел в школу.
Ребенок уже хочет занять свое социальное новое место в обществе, но по различным причинам не идет в школу. В семье к нему относятся как к маленькому, а он уже готов стать взрослым, вот тут у ребенка и возникает внутренний протест, который является основным источником кризиса.
О наступлении у ребенка кризиса семи лет свидетельствуют различные поведенческие реакции:
- пауза (это очень распространенная реакция ребенка на просьбы взрослых, а выражается она в том, что после слов, содержащих задание, ребенку от взрослого человека, в том числе педагога, ребенок не торопится выполнять действие, оттягивает его выполнение, что расценивается как непослушание);
- спор (реакция ребенка на просьбы родителей, которая выражается в возражениях или оспаривании мнений взрослых; ребенок приводит аргументы сравнения себя со старшим, которому уже что-то можно, а ему нельзя. Так проявляется внутренняя связь ребенка с миром взрослых, который ему доступен, потому что он большой, ходит или пойдет в школу);
- хитрость (ребенок нарушает требование или правило, но пытается это скрыть разными путями, чтобы избежать наказания за проступок. Для ребенка это своего рода спортивный азарт);
- непослушание (ребенок отказывается выполнять привычные обязанности, над выполнением которых раньше не задумывался);
- самостоятельность (ребенок проявляет интерес к делам взрослых и пытается выполнять их без помощи старших).
Таким образом, выделяются следующие особенности отношения детей седьмого года жизни к взрослым:
- ребенок нарушает условия выполнения правил, определенных взрослыми;
- демонстрирует старшим свою взрослость и самостоятельность;
- у ребенка возникают новые виды самостоятельных занятий, не присущих ему ранее; теперь он обращается к близкому взрослому только как к эксперту.
Педагоги и родители должны понимать, что пришло время изменить свое отношение к ребенку, быть внимательным к его мнениям и суждениям.
Поскольку у семилетнего ребёнка важным внутренним мотивом деятельности является потребность уважения к нему и результатам его деятельности, то нужно создать такие условия, в которых ребенок реально мог бы контролировать свои действия и поступки «как взрослый».Таким образом, кризис семи лет качественно проявляется у детей в зависимости от воспитания, развития и уровня подготовки к школе.
- Технология организации контроля в дошкольной образовательной организации
- Организация воспитательно-образовательной работы в детском саду
- Планирование целостного педагогического процесса в детском саду
- Структура педагогического процесса в детском саду
- Принципы построения развивающей среды в детском саду
- Технологии развивающего обучения
- Инновационные технологии в детском саду
- Общепедагогические технологии
- Программы дополнительного образования для дошкольников
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу