Особенности протекания кризиса семи лет

Под кризисом семи лет понимается возрастной кризис ребенка, когда заканчивается дошкольный период жизни и начинается новый школьный. В зависимости от различных социальных факторов кризис у ребенка может наступить и раньше: с шести лет или восьми.

В работах Е. А. Стребелевой, И. А. Зимней приводятся данные о том, что кризис «помолодел» (шесть с половиной лет).

Кризис семи лет является переломным моментом в жизни каждого ребенка, который отделяет одну часть жизни от другой. И это связано с начинающейся дифференциацией внешней и внутренней жизни.

Основными симптомами кризиса семи лет являются: кривляние, манерность и непослушание. Ребенок либо идет на открытый конфликт, либо делает вид, что не слышит взрослых. И в том, и в другом случае поведение ребенка является признаком кризиса.

Несмотря на то, что все возрастные кризисы в жизни ребенка имеют схожие симптомы, у кризиса семи лет есть свои особенности. Если в три года ребенок говорит «Я сам», то кризис семи лет связан с утратой детской непосредственности, то есть с возникновением интеллектуального момента между переживанием и поступком.

Ребенок в возрасте семи лет хочет поскорее отойти от детства, в это время обычные бытовые правила, установленные родителями, кажутся для него уже пережитком детского возраста.

Основным фактором такого поведения ребенка является культурная среда, в которой он воспитывается. Родители все время говорят: «Вот ты уже взрослый, идешь в школу!» Поэтому, когда ребенок становится школьником, он считает, что теперь занимает новую социальную позицию в обществе – теперь он взрослый.

Кризис семи лет связан с изменениями не только внешними, но и внутренними. Именно в этом возрасте на физиологическом уровне происходит интенсивное биологическое созревание детского организма.

Интересно
К семи годам завершается созревание лобного отдела больших полушарий, что создает возможность для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования действий. К шести-семи годам возрастает подвижность нервных процессов, но процессы возбуждения преобладают.

Самая существенная черта кризиса семи лет – начало процесса дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка, который рождает множество новых для него переживаний.

Именно в младшем школьном возрасте у ребенка формируется так называемая «внутренняя позиция школьника». Вся проблема в том, что у некоторых детей она формируется еще до того момента, как он пошел в школу.

Ребенок уже хочет занять свое социальное новое место в обществе, но по различным причинам не идет в школу. В семье к нему относятся как к маленькому, а он уже готов стать взрослым, вот тут у ребенка и возникает внутренний протест, который является основным источником кризиса.

О наступлении у ребенка кризиса семи лет свидетельствуют различные поведенческие реакции:

  • пауза (это очень распространенная реакция ребенка на просьбы взрослых, а выражается она в том, что после слов, содержащих задание, ребенку от взрослого человека, в том числе педагога, ребенок не торопится выполнять действие, оттягивает его выполнение, что расценивается как непослушание);
  • спор (реакция ребенка на просьбы родителей, которая выражается в возражениях или оспаривании мнений взрослых; ребенок приводит аргументы сравнения себя со старшим, которому уже что-то можно, а ему нельзя. Так проявляется внутренняя связь ребенка с миром взрослых, который ему доступен, потому что он большой, ходит или пойдет в школу);
  • хитрость (ребенок нарушает требование или правило, но пытается это скрыть разными путями, чтобы избежать наказания за проступок. Для ребенка это своего рода спортивный азарт);
  • непослушание (ребенок отказывается выполнять привычные обязанности, над выполнением которых раньше не задумывался);
  • самостоятельность (ребенок проявляет интерес к делам взрослых и пытается выполнять их без помощи старших).

Таким образом, выделяются следующие особенности отношения детей седьмого года жизни к взрослым:

  • ребенок нарушает условия выполнения правил, определенных взрослыми;
  • демонстрирует старшим свою взрослость и самостоятельность;
  • у ребенка возникают новые виды самостоятельных занятий, не присущих ему ранее; теперь он обращается к близкому взрослому только как к эксперту.

Педагоги и родители должны понимать, что пришло время изменить свое отношение к ребенку, быть внимательным к его мнениям и суждениям.

Поскольку у семилетнего ребёнка важным внутренним мотивом деятельности является потребность уважения к нему и результатам его деятельности, то нужно создать такие условия, в которых ребенок реально мог бы контролировать свои действия и поступки «как взрослый».

Таким образом, кризис семи лет качественно проявляется у детей в зависимости от воспитания, развития и уровня подготовки к школе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)