Основные методы педагогического исследования
С целью выявления наиболее оптимальных средств, методов и форм работы с детьми в условиях дошкольного учреждения, внедрения инновационных технологий обучения и воспитания дошкольников организуются педагогические исследования.
Метод педагогического исследования – это способ получения научной информации. Распространенным методом дошкольной педагогики является наблюдение.
Также широко используются опросные методы – это беседа, интервью, анкета, тест.
Беседа – общение с установлением двустороннего контакта с участником исследования при помощи заранее подготовленных вопросов.
Для старших дошкольников можно использовать интервьюирование (одностороннюю беседу), которое требует создания условий, располагающих к искренности детей.
Для родителей дошкольников используют метод анкетирования – получение информации в письменном опросе. Анкета тщательно разрабатывается, используется в сочетании с другими методами исследования.
Его цель – проверка и обоснование научной гипотезы. В педагогической практике используется лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный эксперимент протекает в специально созданных и управляемых экспериментатором условиях.
Естественный эксперимент осуществляется в привычной для детей обстановке.
Эксперимент различают по цели исследования:
- констатирующий эксперимент – изучение актуального состояния педагогического явления;
- формирующий эксперимент – апробация программы, доказательство выдвигаемой гипотезы;
- контрольный эксперимент – анализ и обоснование полученных результатов и выводов.
Метод изучения продуктов деятельности или педагогической документации позволяет получить информацию об объекте исследования, выявить новые факты.
В педагогической практике применяется метод изучения и обобщения опыта. Опыт рассматривается как практика профессиональной деятельности, отражающая определенный уровень развития педагогической науки. Передовой опыт характеризуется положительным эффектом в обучении и воспитании при минимальной затрате времени и сил педагога или педагогического коллектива.
Социометрические методы исследуют межличностные отношения участников детского или педагогического коллектива; позволяют определить место, роль, статус каждого испытуемого группы; выявляют степень сформированности внутриколлективных отношений. Экспериментальная работа завершается обработкой результатов с помощью математических методов.Математические методы исследования используются для обработки данных, полученных в процессе исследования, и отражаются в таблицах, графических рисунках, диаграммах.
Для получения исчерпывающих и объективных данных об испытуемом нужно тщательно отбирать методы исследования, использовать их в комплексе, учитывать возрастные особенности и физические возможности детей.
- Технология организации контроля в дошкольной образовательной организации
- Организация воспитательно-образовательной работы в детском саду
- Планирование целостного педагогического процесса в детском саду
- Структура педагогического процесса в детском саду
- Принципы построения развивающей среды в детском саду
- Технологии развивающего обучения
- Инновационные технологии в детском саду
- Общепедагогические технологии
- Программы дополнительного образования для дошкольников
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу