Основные методы педагогического исследования

С целью выявления наиболее оптимальных средств, методов и форм работы с детьми в условиях дошкольного учреждения, внедрения инновационных технологий обучения и воспитания дошкольников организуются педагогические исследования.

Метод педагогического исследования – это способ получения научной информации. Распространенным методом дошкольной педагогики является наблюдение.

Наблюдение – это планомерное изучение объекта, процесса или явления в естественных условиях, которое характеризуется наличием цели, задач, программы, методики и техники проведения; фиксируется фотографиями, кино, протоколами, записями.

Также широко используются опросные методы – это беседа, интервью, анкета, тест.

Беседа – общение с установлением двустороннего контакта с участником исследования при помощи заранее подготовленных вопросов.

Выявляет интересы детей, их представления о предметах окружающей действительности, отношения, чувства и оценки.

Для старших дошкольников можно использовать интервьюирование (одностороннюю беседу), которое требует создания условий, располагающих к искренности детей.

Для родителей дошкольников используют метод анкетирования – получение информации в письменном опросе. Анкета тщательно разрабатывается, используется в сочетании с другими методами исследования.

Интересно
Тестирование – целенаправленное изучение участников или условий проявления определенных качеств; проводится по стандартизованным тестам и позволяет получить объективную информацию об испытуемых. Серьезным педагогическим исследованием является эксперимент.

Его цель – проверка и обоснование научной гипотезы. В педагогической практике используется лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный эксперимент протекает в специально созданных и управляемых экспериментатором условиях.

Естественный эксперимент осуществляется в привычной для детей обстановке.

Эксперимент различают по цели исследования:

  • констатирующий эксперимент – изучение актуального состояния педагогического явления;
  • формирующий эксперимент – апробация программы, доказательство выдвигаемой гипотезы;
  • контрольный эксперимент – анализ и обоснование полученных результатов и выводов.

Метод изучения продуктов деятельности или педагогической документации позволяет получить информацию об объекте исследования, выявить новые факты.

В педагогической практике применяется метод изучения и обобщения опыта. Опыт рассматривается как практика профессиональной деятельности, отражающая определенный уровень развития педагогической науки. Передовой опыт характеризуется положительным эффектом в обучении и воспитании при минимальной затрате времени и сил педагога или педагогического коллектива.

Социометрические методы исследуют межличностные отношения участников детского или педагогического коллектива; позволяют определить место, роль, статус каждого испытуемого группы; выявляют степень сформированности внутриколлективных отношений. Экспериментальная работа завершается обработкой результатов с помощью математических методов.

Математические методы исследования используются для обработки данных, полученных в процессе исследования, и отражаются в таблицах, графических рисунках, диаграммах.

Для получения исчерпывающих и объективных данных об испытуемом нужно тщательно отбирать методы исследования, использовать их в комплексе, учитывать возрастные особенности и физические возможности детей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)