Особенности пенитенциарной психотерапии

Пенитенциарная психотерапия представляет собой междисциплинарную область исследований и дисциплину, посвященную решению актуальных вопросов по улучшению здоровья и жизнедеятельности персонала исправительного учреждения и осужденных.

Пенитенциарная психотерапия – это освоение и применение психологом знаний в областях социальной психологии, медицины и философии, связанных с изучением основных психологических закономерностей специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска.

Важное место при этом отводится повышению общекультурного развития будущих пенитенциарных психологов, поскольку именно оно способно стать базой в освоении самого сложного раздела гуманитарной науки и практики – психотерапии сотрудников и осужденных. В этой связи под пенитенциарной психотерапией понимают междисциплинарную область исследований и дисциплину, входящую в блок пенитенциарных наук, посвященную решению актуальных вопросов пенитенциарной и юридической психологии, медицины и педагогики, связанных с улучшением здоровья и жизнедеятельности персонала исправительного учреждения и осужденных.

Как частная психологомедицинская дисциплина пенитенциарная психотерапия включает:

  • рассмотрение условий возникновения психологических проблем и процессов психической адаптации и дезадаптации, психических расстройств у сотрудников и осужденных;
  • разработку и применение психотерапевтических методов и программ по профилактике и терапии психических и психосоматических отклонений у персонала исправительного учреждения, подозреваемых, подследственных и осужденных;
  • психологические методы ресоциализации и реабилитации и т. д.

Таким образом, пенитенциарная психотерапия – это применение знаний, техник и методов не только основных психотерапевтических направлений, но и ряда смежных психологических, медицинских и педагогических специальностей, а также философии, культурологии, психофизиологии, психиатрии, неклассической антропологической психологии и психотерапии, социологии и социальной психологии, педагогики и других.

Деятельность пенитенциарного психолога направлена:

  • на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека;
  • гармонизацию психического развития;
  • охрану психического и общего здоровья;
  • профилактику психических расстройств;
  • психологическую реабилитацию персонала исправительного учреждения и осужденных.

Объектом пенитенциарной психотерапии является человек (сотрудник и осужденный), находящийся в условиях исправительного учреждения. В предмет пенитенциарной психотерапии входят психологические механизмы и закономерности терапевтического процесса (изменения, развития), профилактика и коррекция состояний и процессов психической дезадаптации, психических, поведенческих и психосоматических расстройств.

Пенитенциарный психолог выполняет следующие виды деятельности:

  • экспертную;
  • диагностическую;
  • профилактическую;
  • терапевтическую (коррекционную);
  • оптимизации состояния оперативной обстановки в исправительных учреждениях;
  • регуляции социально-психологических явлений в среде осужденных;
  • нормализации психологического климата в среде осужденных;
  • прогностическую;
  • ресоциализирующую;
  • реабилитационную;
  • консультативную;
  • научно-исследовательскую и некоторые другие.

Пенитенциарная психотерапия взаимодействует с клинической психотерапией, философией, пенитенциарной, юридической и клинической психологией, психиатрией, психофизиологией, пенитенциарной педагогикой, культурологией, теологией и другими дисциплинами и областями гуманитарных и естественнонаучных знаний. Философия дает возможность для выработки мировоззренческой позиции и представляет методологическую базу разработки психотерапевтического вмешательства.

Под психологическим консультированием сотрудников и осужденных понимаются самые различные подходы, способы и методы по содействию в решении психологических проблемы, проработке иррациональных и антисоциальных установок, развитию коммуникативных способностей, развитию духовно-нравственного здоровья личности, увеличению социальной компетентности и созданию предпосылок для самоутверждения, развитию способности к установлению адекватных отношений с окружающими, тренировке самоконтроля в отношении агрессивного поведения в проблемных ситуациях, развитию чувства ответственности, сочувствия к потерпевшему (жертве), обучению методам совладающего поведения и саморегуляции (профилактика и коррекция стресса), повышению самосознания и самооценки, формированию нравственного и правового сознания, побуждению к адекватному поведению в свободное время, терапии страхов и фиксирования на определенных ролях в поведении, развитию понимания и учета интересов других людей, поощрению и закреплению навыков успешного поведения, расширению стратегий решения проблем, разработке реальных жизненных планов, анализу мотивов и причин совершения преступления, улучшению ролевой подвижности и т. д. пенитенциарная психотерапия предусматривает теоретическую разработку таких позиций как: личность осужденного, условия пенитенциарной среды, тюремная субкультура, адаптация к социальной изоляции и т. д.

В. М. Поздняков, А. И. Ушатиков указывают, что пенитенциарным психологам следует проявлять активность по развитию следующих узловых направлений исследований:

  • история отечественной и зарубежной пенитенциарной психологии;
  • методологические основы как науки и психопрактики;
  • психотехнологии исправления личности различных типов осужденных;
  • социально-психологические меры воздействия на среду осужденных;
  • психология основных средств и процесса исправления осужденных, в том числе и не связанных с лишением свободы;
  • психология режима, безопасности осужденных и персонала исправительного учреждения;
  • психологическое обеспечение труда и индивидуальной деятельности осужденных;
  • психология индивидуальной и групповой воспитательной работы с осужденными;
  • психология общеобразовательного обучения и профессиональной подготовки;
  • психология религиозного воспитания осужденного;
  • социально-психологическая адаптация осужденных в пенитенциарных учреждениях;
  • психодиагностика и психологическая помощь осужденным на различных этапах отбывания наказания;
  • психологическая подготовка осужденных к освобождению;
  • психологическое обеспечение постпенитенциарного контроля, социальной реадаптации и реабилитации освободившихся из мест лишения свободы;
  • психологическое сопровождение деятельности личности и коллектива сотрудников пенитенциарных учреждений;
  • психологическая подготовка персонала к действиям в чрезвычайных условиях;
  • психология профессионального отбора (подбора) кадров на службу в уголовно-исполнительную систему и повышения их профессионально-психологической культуры;
  • психологическая служба в уголовно-исполнительной системе;
  • психологические проблемы управления в уголовно-исполнительной системе.

Когнитивно-поведенческая психокоррекция осужденных относится к числу наиболее эффективных способов психологического воздействия.

Основными элементами ее являются:

  • конструктивная и интерактивная позиция; использование схем;
  • ведущая роль эмоций;
  • значение психотерапевтических отношений, особенно сотрудничества;
  • роль прошлого;
  • семейное и социокультурное влияние;
  • необходимость учета фактора переноса;
  • обучение осужденных навыкам предупреждения рецидивов.

В рамках происходящего реформирования уголовно-исполнительной системы России и развития в ней психологической службы растет востребованность программно-целевого подхода в работе с осужденными, а поэтому на основе психологической концепции «соучаствующего исправления личности осужденного» обоснована необходимость создания многопланового комплекса исправительных программ, которые способствуют удовлетворению основных потребностей осужденных и задействуют разноуровневые механизмы просоциального изменения личности человека, находящегося в местах лишения свободы.

При наличии у осужденных аддиктивных зависимостей (наркотической, алкогольной и др.) исправительные программы предусматривают соответствующую реабилитационную деятельность, участие их в специальных медикопрофилактических курсах и тренингах по здоровому образу жизни. Данные программы в целом соответствуют исправлению осужденных, которое рассматривается как нормативно закрепленная цель, процесс (реализация установленных в законе средств) и результат деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания, приводящий к трансформации у осужденного негативных качеств личности и психологическим новообразованиям, ориентирующим их на правопослушное поведение и позитивную правовую активность.

На смену парадигмы обшественного сознания как учета человеческого фактора в настоящее время в пенитенциарной психологии формируется парадигма изучения и познания человеческих ресурсов на основе антропологической концепции. Антропологическая концепция, понимающая человека как целостное существо, находящееся в непрерывном взаимодействии с окружающим миром, предполагает изучение структуры деятельности осужденного и прежде всего характера его пусковых механизмов, побудительных причин деятельности, ценностных отношений человека. Использование арттерапии в работе с осужденными с этих позиций придает ей ярко выраженный компонент позитивных переживаний на основе арттерапевтических свойств и эстетического сознания.

Таким образом, пенитенциарная психотерапия сегодня представляет целенаправленный процесс, направленный:

  • на коррекцию психологического состояния персонала и осужденных;
  • выработку адекватного и адаптивного поведения сотрудников;
  • исправление личности осужденных с использованием современных психотехнологий, приводящих к изменению их взглядов, установок, личностных качеств, эмоциональных состояний и социального поведения.

Особую значимость психо-коррекционные мероприятия имеют для осужденных, склонных к суицидам, неуверенных в себе, с повышенной агрессивностью, эмоциональной возбудимостью, а также лиц, имеющих социально значимые заболевания, отклонения в психическом развитии и т. д. В современной психотерапии чаще используется термин терапия, вбирающий в себя все разноликие и мало постижимые понятия – психологическая коррекция, консультирование, беседа и т. д. Это объясняется тем, что психологическое воздействие как феномен до конца не познано, и в процессе общения с психологом не только слова, но даже взгляда или движения специалиста бывает достаточно для достижения терапевтического эффекта.

Под методами психологического воздействия в пенитенциарной психотерапии понимают особые психотехнологии (вербальные и невербальные психотехники), способные влиять на психику и поведение сотрудников и осужденных, приводящие к исправлению последних. В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством методы должны сформировать у осужденных уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулировать правопослушное поведение.

Важнейшей задачей пенитенциарной психотерапии является профилактика и терапия психологического стресса у сотрудников исправительного учреждения (профессионального) и осужденных (пенитенциарного). Она служит достижению основных целей – превенции психологического выгорания и птсс, птср у персонала и повышению эффективности ресоциализации осужденных. Это обусловило пересмотр функционирования пенитенциарных учреждений и поиск новых форм и методов превенции деструктивных форм стресса.

Сегодня принято считать, что соответствующие программы профилактики развития негативных последствий профессионального пенитенциарного стресса должны включать:

  • установление причин возникновения и хронизации психологического стресса;
  • расширение внешних и внутренних (в первую очередь духовных) психических ресурсов;
  • осознание негативных и психотравмирующих переживаний, связанных с профессиональной деятельностью сотрудников и с нахождением в неволе осужденных, нейтрализация негативных эмоций и направленное отреагирование;
  • возвращение доверия и интереса к окружающим людям;
  • осуществление диссоциации телесных ощущений и психологических переживаний и т. д.

Негативные эмоции в стационарной (стабильной) форме обозначаются в патопсихологии в виде негативных эмоциональных состояний (нЭс) и даже в виде компенсированных форм психических личностных расстройств (плр) и других видов обратимой (временной) психической дезадаптации. Возникновение целого ряда отрицательных эмоций может отражать вполне адекватную реакцию сотрудников и осужденных на «ненормальную» ситуацию, связанную с их нахождением в пенитенциарной среде.

Терапия (коррекция) нЭс в этих случаях решается путем оказания психологической помощи в виде консультации (экзистенциального анализа, культуртерапии, применения духовных практик и т. д.). но те же внешние проявления негативных эмоций, появившиеся в более поздние сроки (перед освобождением), зачастую отражают развитие серьезных осложнений плр в виде психологического выгорания, птср, острых психогенных реакций и т. д., что требует вмешательства клинического психолога и психиатра. Для психологического сопровождения сотрудников и ресоциализации осужденных, находящихся в местах лишения свободы, пенитенциарные психологи располагают достаточно широким арсеналом подходов и методов академической психотерапии.

При этом к основным задачам пенитенциарной психотерапии относят:

  • оказание психологической помощи сотруднику и профилактика психической дезаптации;
  • психологическое воздействие на осужденного с целью осознания им недопустимости противоправного поведения и разрешения имеющихся психологических проблем;
  • освоение стратегий совладающего поведения, позволяющего устранить, снизить или модифицировать степень выраженности дезадаптивных психических состояний, связанных с нахождением человека в исправительных учреждениях, и многие другие.

Таким образом, психотерапия в уголовно-исполнительной системе может рассматриваться как деятельность пенитенциарного психолога, прошедшего специальную подготовку, основанную на теоретических, эмпирических и практических знаниях. Она также представляет ряд методов, применяемых в практике и доказавших свою эффективность. при этом психотерапия осужденных чаще ассоциируется с воздействием на психику (ценностные ориентации, социальные установки, личностные качества, психические состояния) с целью исправления и развития посредством использования специальных программ и психотехнологий.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)