Основные механизмы лечебного действия психотерапии
Механизмы лечебного действия психотерапии в академической психотерапии принято рассматривать в соответствии с тремя важнейшими планами функционирования человека: эмоциональным (корригирующий эмоциональный опыт), познавательным/когнитивным (конфронтация) и поведенческим (научение).
Так, в процессе индивидуальной психотерапии преимущественно с эмоциональной сферой связаны следующие механизмы:
- безусловное принятие,
- толерантность,
- интерес,
- симпатия,
- забота,
- катарсис,
- переживание сильных эмоций,
- проявление интенсивных личных чувств,
- альтруизм,
- перенос,
- идентификация.
Вера и надежда находятся в этой же плоскости, но с ориентированностью в будущее, которые выражают частично осознанную возможность достижения цели. В качестве основного механизма лечебного действия они выступают при использовании прямых суггестивных внушений, плацеботерапии и некоторых других. К когнитивной сфере в большей мере относятся: получение новой информации, советы и рекомендации, интеллектуализация, обратная связь, самоэксплорация, тестирование реальности, универсальность (осознание и ощущение общности).
Поведенческая сфера включает: имитационное научение (подражание), десенсибилизацию, экспериментирование с новыми формами поведения, приобретение навыков социализации. Научение в широком смысле при разных формах психотерапии происходит как прямо (через инструкции, рекомендации, команды, советы), так и косвенно (путем наблюдения, моделирования, явного и неявного использования поощрения и наказания чаще в форме социального неодобрения, неприятия).
К механизмам лечебного действия групповой психотерапии относят:
- сообщение информации (получение пациентом в ходе групповой психотерапии разнообразных сведений об особенностях человеческого поведения, межличностного взаимодействия, конфликтов, нервно-психического здоровья и пр.);
- выяснение причин возникновения и развития нарушений;
- информация о сущности психотерапии и ходе психотерапевтического процесса;
- информационный обмен между участниками группы;
- внушение надежды (появление надежды на успех лечения под влиянием улучшения состояния других пациентов и собственных достижений);
- универсальность страданий (переживание и понимание пациентом того, что он не одинок, что другие члены группы также имеют проблемы, конфликты, переживания, симптомы. Такое понимание способствует преодолению эгоцентрической позиции и появлению чувства общности и солидарности с другими, а также повышает самооценку);
- альтруизм (возможность в процессе групповой психотерапии помогать друг другу, делать что-то для другого);
- имитационное поведение (клиент может обучаться более конструктивным способам поведения за счет подражания психотерапевту и другим успешным членам группы);
- развитие техники межличностного общения;
- интерперсональное влияние;
- групповая сплоченность;
- катарсис (отреагирование, эмоциональная разгрузка, «очищение», выражение сильных чувств в группе).
Анализ механизмов лечебного действия групповой психотерапии позволил выделить три основных механизма: конфронтация, корригирующее эмоциональное переживание (коррективный эмоциональный опыт) и научение, которые охватывают когнитивную, эмоциональную и поведенческую плоскости изменений. Клиенты чаще указывают, что главным механизмом групповой психотерапии явилось осознание (самого себя и других людей), переживание в группе положительных эмоций (в отношении самого себя, других членов группы и группы в целом, положительных эмоций других членов группы), приобретение новых способов поведения и эмоционального реагирования.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу