Основные механизмы лечебного действия психотерапии

Механизмы лечебного действия психотерапии в академической психотерапии принято рассматривать в соответствии с тремя важнейшими планами функционирования человека: эмоциональным (корригирующий эмоциональный опыт), познавательным/когнитивным (конфронтация) и поведенческим (научение).

Так, в процессе индивидуальной психотерапии преимущественно с эмоциональной сферой связаны следующие механизмы:

  • безусловное принятие,
  • толерантность,
  • интерес,
  • симпатия,
  • забота,
  • катарсис,
  • переживание сильных эмоций,
  • проявление интенсивных личных чувств,
  • альтруизм,
  • перенос,
  • идентификация.

Вера и надежда находятся в этой же плоскости, но с ориентированностью в будущее, которые выражают частично осознанную возможность достижения цели. В качестве основного механизма лечебного действия они выступают при использовании прямых суггестивных внушений, плацеботерапии и некоторых других. К когнитивной сфере в большей мере относятся: получение новой информации, советы и рекомендации, интеллектуализация, обратная связь, самоэксплорация, тестирование реальности, универсальность (осознание и ощущение общности).

Интересно
В эту группу входят механизмы лечебного действия, которые в значительной степени снижают уровень неопределенности представлений клиента о личностных проблемах, ближайших целях и задачах, что приводит к дистанцированию от значимых переживаний и их обесцениванию. Происходит расширение образа Я за счет включения в него прежде отвергаемых аспектов: представления о себе, своем поведении, целях, способах их реализации и т. д.

Поведенческая сфера включает: имитационное научение (подражание), десенсибилизацию, экспериментирование с новыми формами поведения, приобретение навыков социализации. Научение в широком смысле при разных формах психотерапии происходит как прямо (через инструкции, рекомендации, команды, советы), так и косвенно (путем наблюдения, моделирования, явного и неявного использования поощрения и наказания чаще в форме социального неодобрения, неприятия).

К механизмам лечебного действия групповой психотерапии относят:

  • сообщение информации (получение пациентом в ходе групповой психотерапии разнообразных сведений об особенностях человеческого поведения, межличностного взаимодействия, конфликтов, нервно-психического здоровья и пр.);
  • выяснение причин возникновения и развития нарушений;
  • информация о сущности психотерапии и ходе психотерапевтического процесса;
  • информационный обмен между участниками группы;
  • внушение надежды (появление надежды на успех лечения под влиянием улучшения состояния других пациентов и собственных достижений);
  • универсальность страданий (переживание и понимание пациентом того, что он не одинок, что другие члены группы также имеют проблемы, конфликты, переживания, симптомы. Такое понимание способствует преодолению эгоцентрической позиции и появлению чувства общности и солидарности с другими, а также повышает самооценку);
  • альтруизм (возможность в процессе групповой психотерапии помогать друг другу, делать что-то для другого);
  • имитационное поведение (клиент может обучаться более конструктивным способам поведения за счет подражания психотерапевту и другим успешным членам группы);
  • развитие техники межличностного общения;
  • интерперсональное влияние;
  • групповая сплоченность;
  • катарсис (отреагирование, эмоциональная разгрузка, «очищение», выражение сильных чувств в группе).

Анализ механизмов лечебного действия групповой психотерапии позволил выделить три основных механизма: конфронтация, корригирующее эмоциональное переживание (коррективный эмоциональный опыт) и научение, которые охватывают когнитивную, эмоциональную и поведенческую плоскости изменений. Клиенты чаще указывают, что главным механизмом групповой психотерапии явилось осознание (самого себя и других людей), переживание в группе положительных эмоций (в отношении самого себя, других членов группы и группы в целом, положительных эмоций других членов группы), приобретение новых способов поведения и эмоционального реагирования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)