Особенности и классификация систем “человек – машина” СЧМ

Разными авторами предлагается общее представление о системе “человек – машина” (СЧМ).

Система (в общей теории систем) – это “комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, предназначенных для решения единой задачи“. Система нередко рассматривается как некий “организм”, состоящий из отдельных органов. Интересно, что еще Н.А. Бернштейн говорил о том, что именно задача строит функциональный орган, таким образом – единая задача, общая цель строит систему.

Выделяются различные критерии классификации СЧМ:

  • По степени участия в работе системы человека:
  • автоматические (работающие практически без человека);
  • автоматизированные (человек работает вместе с техническими средствами);
  • неавтоматизированные.

Человек больше работает без применения сложных технических средств).

  • По целевому назначению:
  • управляющие.

Основная задача – управление машиной или комплексом;

  • обслуживающие.

Человек контролирует состояние машины, ищет неисправности, осуществляет настройку;

  • обучающие.

Тренажеры, технические средства обучения – ТСО);

  • информационные (радиолокационные, телевизионные и т.п.);
  • исследовательские (моделирующие установки, макеты).
  • По характеристике “человеческого звена” (“человеческого фактора”):
  • моносистемы.

1 человек – например, пилот или оператор станков с ЧПУ);

  • полисистемы.

Несколько человек, бригада), где выделяются: “паритетные” (когда все операторы работают “на равных”) и иерархические (с четкой соподчиненностью операторов).

  • По типу взаимодействия человека и машины:
  • непрерывное, постоянное.

Например, система “водитель – автомобиль”;

  • частичного, стохастического.

Например: система “оператор – компьютер, ЭВМ”, “наладчик – станок с ЧПУ”;

  • эпизодическое взаимодействие.
  • По типу и структуре машинного компонента в СЧМ:
  • инструментальные СЧМ.

Неотъемлемый компонент системы – инструменты и приборы, которые отличаются высокой точностью выполняемых самим человеком операций, т.е. важна роль самого человека);

  • простейшие человеко-машинные системы.

включают стационарные и нестационарные технические устройства;

  • сложные человеко-машинные системы.

Включают целую систему взаимосвязанных аппаратов, различных по своему функциональному назначению);

  • системотехнические комплексы.

Часто система расширяется до “человек – человек – машина” – это как некая иерархия более простых систем.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)